Нет, я не ебнулся
В это тяжелое для страны время журналисты больше не нужны, поэтому я, как истинный патриот (жанр обязывает написать «как истинный патриот своей страны», но я, как лингвист, не могу опуститься до плеоназма) пошел на профессиональную переподготовку.
Стране нужны новые кадры!
Курс переподготовки называется «Практическое психологическое консультирование». Длительность обучения 520 часов.
«Он сказал „Поехали!“ и махнул рукой».
Короче, «этот блог теперь про психологию».
С другой стороны, те пациенты, кто поверил, что я и правда ебнулся, должны почувствовать себя лучше.
Объективность — это чума XX века
У меня появился новый национальный герой — Бьюдженталь. Я до такой степени его полюбил, что полдня выучивал, как пишется его фамилия по-русски. Потому что в оригинале все просто — Bugental.
Умер в 92 лет, до этого помогал людям. Основал гуманистическую психологию. Это которая людишек любит — там первый постулат, что «Человек как целостное существо превосходит сумму своих составляющих (иначе говоря, человек не может быть объяснен в результате научного изучения его частичных функций)».
В своей книге «Искусство психотерапевта» он пишет:
Объективность — это чума XX века. Это выражение преуменьшает опасность. Чума унесла жизнь лишь каждого третьего в Европе. Мы намерены убить всех нас, всю жизнь на планете и саму планету.Объективность — имя наибольшей опасности, которая когда-либо угрожала нашему виду. Очень вероятно, что мы как вид повторим судьбу динозавров, если радикально не излечимся от объективности.
Разумеется, война — это, в конечном счете, наверное, именно так — есть всеобщее безумие, но, ни в коем случае, не только безумие. Война — это результат обращения с человеческими существами как с объектами, когда доминируют объективные взгляды, а политические интересы, территории и экономическая выгода ценятся выше, чем жизнь и счастье.
Тех ресурсов нашего мира, которые тратятся на войну, достаточно, чтобы существенно улучшить жизнь каждого жителя нашей планеты и реализовать грандиозный проект, не имеющий себе равных в истории. Нам всем стоит остановиться и поразмыслить над этим невероятным фактом.
Нам нужно научиться включать в жизнь субъективное, принимать во внимание внутренние переживания людей, осознать, что многие истины нельзя представить очевидными, недвусмысленными или завершенными. Мы отказываемся от истин, принципиально важных для выживания, только потому, что они субъективны. Мы почти не понимаем, если вообще понимаем, как жить с субъективной этикой, направляющей жизнь. Мы можем кое-что начать, но многие из этих возможностей остаются только теоретическими. Вполне вероятно, что многие из них могут показаться «неамериканскими», или «нехристианскими», или неосуществимыми, или аморальными, или Бог знает еще какими.
Пытаться обойти законы, являющиеся частью первичных, естественных законов, которые сами по себе не совсем «естественные» и не совсем «законы», — значит предпринять бесполезную, деструктивную объективистскую попытку. Мы научились не доверять человеческим суждениями, не осознавая того, что все, что мы делаем, каждый наш выбор, каждый написанный нами закон, любая часть нашей жизни — в конце концов основаны на человеческом суждении.
Мы ошибочно принимаем обычай за изначальную истину. Мы путаем привычку с необходимостью. Мы пытаемся регулировать там, где все, что нам нужно, — это направление и простор. Комиссия по делам поручительства, руководствуясь законами и правилами, которые стремятся быть гуманными, выпускает из тюрьмы нераскаявшихся убийц, потому что форма закона превалирует над человеческим суждением.
Демократия, эгалитаризм, капитализм, коммунизм, фашизм, расизм, национализм и все прочие в конце концов рухнут, потому что они не решили проблему объективизма.
Конечно, эта проблема может оказаться неразрешимой. Если так, то проблема — в человечности. Проблему создает наша двойственная природа. Мы живем в субъективности, но должны прокладывать путь в объективности. Мы живем в разделенности, но должны выжить вместе. Этот парадокс и есть корень человеческой дилеммы.
Объективация человеческого существа — такое же безумие, как и сброс отравленных вод в море, в котором мы плаваем, в мир, в котором мы пытаемся жить. Мы находимся под гипнозом прошлого и верим, что так и должно быть. Я хочу сказать то, что мы научились не говорить. Я хочу встать в стороне от вселенского постгипнотического внушения и кричать: «Проснитесь!»
Пауль Тиллих писал: «Человек сопротивляется объективации, и если сломить сопротивление, то сломлен будет и сам человек». Мы живем в сломленном мире сломленных надежд, и с таким же успехом можем сломать наше будущее как вида и будущее нашей планеты.
У Бьюдженталя советую другую книгу, называется «Наука быть живым», там тоже про это, но поувлекательней.
Вся правда про магию
Из диалогов:
— Поговорили с моим терапевтом про магию. Почему-то не посмотрел на меня, как на сумасшедшего.
— Терапевты все про магию знают. Просто скрывают. А то сожгут, как раньше.
...
Например, вот.
Это такая игра — «слово „магия“ не говорить». Для терапевтов! Кто первый скажет — тот проиграл.
У хулиганов такая игра есть — кто крикнет громче «хуй», начиная с шепота. То есть, первый человек говорит шепотом, второй должен чуть громче — и так далее. Победитель — тот, кто не выбыл. Играть, понятно, в нее надо в людных местах.
Вот, у терапевтов так же: кто первый скажет слово «магия», и все это заметят, тот проиграл.
Да, продолжая шутку «„смысловик-затейник“ как профессия». Я где-то шутил в фейсбуке, что вон какая хорошая профессия «смысловик-затейник». Занимается тем, что продает людям смысл жизни (которого нет, поэтому продавать его можно вечно и никогда не продать).
(Вот со мной надысь смешная история случилась: На вопрос «чем занимаешься» ответил «прикладной семантикой», так разговор тут же без моего старания сам свалился в обсуждение Кастанеды).
Помимо смысла этого продавать так же можно.. здравый смысл!
Вот вам кажется — фигня, здравый смысл, эка невидаль! А ведь не у каждого здравый смысл есть! «Хорошо, когда он есть», разумеется, но когда его нет? Это же все равно, что руки нет. Это очень много стоит.
Есть такой хороший педиатр, он книгу написал, «с одноименным названием». Называется она «Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников». Вроде как про здоровье книжка, а на самом деле про медицину там 1%, а оставшиеся 99% — как раз про «здравый смысл его родственников».
Как ни странно, «всякие Веды» тоже продают здравый смысл. Просто 4000х-летней давности. Старая редакция, но почти не износилась. Или наоборот — вошло в моду (при условии, что все бегает по кругу), или даже не выходило (при условии, что ничего не выходит).
(Мораль в конце придумывать лень).
The Longest Week
Посмотрел фильм The Longest Week. Вроде как дебют режиссера.
Фильм примечателен тем, что там снимается «13-ая» из «Доктора Хауса». Это которая Olivia Wilde. Которую при рождении звали Olivia Jane Cockburn.
Cockburn переводится, как «ожог члена». Ну, вы понимаете. «Горячая штучка».
Фильм рассказывает о молодом инфантиле, которому помогла (или не помогла?) терапия. Вернее, показывается период его взросления. Которое пришлось на 30+ лет, потому что все это время его содержали богатые родители.
Про режиссера тут же все стали говорить, что он жалкий подражатель Wes Anderson’а. И не без оснований, ибо стилистика очень похожа.
Понравилось то, что фильм снят в жанре «инфантил вырос и написал книгу про то, как вырос». При этом в фильме есть момент, когда на пресс-конференции, посвященной книге, какой-то журналист спрашивает его, мол, «а не кажется ли вам, что ваша история — гавно?». Конечно, не прямо так спрашивает, но посыл такой, в переводе на нормальный язык.
Автор отвечает, мол, «а по-моему, зашибись». Этим самым автор фильма отвечает своим будущим критикам, мол, «вот у меня тоже дебют, и мне кажется, что он зашибись».
Другой прекрасный момент заключается в том, что главный герой ходит на терапию, а «13-ая» ходит к тарологу.
А у таролога колода ровно такая же, какую я использую для всяких фотографирований — вот, например, на zmeyevich.ru как раз она.
Колода очень фотогеничная, хотя не является самой известной (и я ее использую только for the looks).
Более того, хоть процесс гадания и показан мельком, но расклад виден: что-то в духе 8 мечей, Повешенного и 3 мечей. Этот расклад, естественно, сбывается далее по ходу фильма.
То есть, карты подобраны «не случайно», а вовсе даже семантически правильно. Очень приятно.
И продолжая тему Таро.
Вся эта штука работает на так называемой Синхроничности. У ее есть «противник», называется Апофения.
Как пример этой апофении приводится «Темная сторона Радуги».
Ее можно скачать в торрентах и посмотреть, чтобы все понять самому. Что я вчера и сделал.
Очень хорошее упражнение для тех, кто изучает Таро.
Ведь все дело в том, что разница между «синхроничностью» и «апофенией» примерно такая же, как между «разведчиком» и «шпионом». Одно хорошее, а другое — не очень.