Eat Flowers Breathe Light
TLDR: Итак, пятилетие работы терапевтом — поэтому я представляю вам недоделанную компьютерную игру в жанре сурвайвал сэндбокс (я ее многократно анонсировал, так что не должно быть сюрпризом).
Играйте и скачивайте пока на условиях damnyousaysomethingware, то есть, вы играете и говорите свое мнение.
Длинная версия. Работа терапевта тяжелая, но зато неблагодарная.
Есть плюсы: например, время работы — если «условному программисту» надо показывать 8 часов работы, то «условный терапевт» врать себе и другим не может. Во-первых, на свете дураков столько нет, чтобы одному терапевту на 8 часов работы в день набралось, во-вторых, после нескольких сессий в день людей видеть просто не хочется. Например, у Фрейда было 2 часа приема в день, все остальное время он думал о твоей маме.
Появляется (если не было) умение работать «сессиями». Потому что работаешь сессиями! Это умение можно потом применять в жизни.
Или, например, «приходится» следить за своим состоянием. Хочется написать красивую фразу, типа, клиенты оплачивают не только сессии, но и обязательные ежедневные прогулки на велосипеде, но давайте скажем честно: за последние 4 года я катался на велосипеде раз в 3.4 дня!
«Приходится» куда больше следить за своим состоянием в сравнении с другими, менее требовательными к состоянию профессиями, давайте скажем так.
Самый главный эффект — что я стану таким прекрасным отцом нашим детям, как мечтает жена — пока не достигнут, «но уже мажется» (анекдот).
Есть и минусы.
Например, «многие замечали», что когда узнаешь секреты психики, то как бы воспаряешь над простыми смертными. То есть, конечно, обычно об этом пишут что-то в духе «работа терапевта изменила меня, теперь мне неинтересны поверхностные разговоры о погоде, теперь я говорю о Глубине». Но мы-то знаем, что воспаряешь.
Что же делать, если тебе и до этого были неинтересны пустые разговоры о погоде, а так еще и терапевтом стал, вообще что ли молчать?
В последнее время чувствую недовольство форматом письма, а нового ничего придумать не могу.
То есть, весь психологический ютуб, фейсбук и прочий жеже завален — ну, скажем так, «пересказом Мак-Вильямс». Я пробовал над этим иронизировать в духе тэга «Как правильно», но выходило, к сожалению, что-то полезное. Что-то чуть более осмысленное проходит незамеченным («реагируют не на те заметки, на которые я хочу») — или мне просто так кажется.
Пора переходить на новые форматы.
На этом минусы кончаются. Или, может, это плюсы — может, я не хочу быть блогером-терапевтом, а хочу быть отдельно терапевтом и отдельно блогером. Или книгу писать (что я тоже многократно анонсировал).
Итак, игра.
Программирование всегда было моим хобби, я его регулярно забрасываю (я программирую только когда вынужден), но это идеальное хобби для терапевта, так как задействует совсем другие «участки мозга». Не буду шутить про терапию и программирование, что в одном месте — автоматы с багами, а в другом — понятные компьютеры, но правда, работают совсем разные части «личности», не побоюсь даже этого слова. К тому же в терапии «надо» не привязываться к результату и идти за клиентом, а тут ты сам себе хозяин и можешь сколько угодно быть недоволен собственным продуктом, торопить и ругать себя за прогресс. Не хобби, а мечта!
Очевидно, что лучшим хобби для грузчика было бы читать лекции (и наоборот) — чтобы можно было и пиздеть, и мешки ворочать, как разносторонняя личность.
В последнее время я замечал, что играю в игры про ассемблер и разные прочие Factorio. «Зачем играть в программирование, когда можно сразу программировать!», — подумал я. Следующим очевидным шагом было программировать игру — чтобы можно было сначала программировать, а потом играть!
Выбор идеи дался легко: идей у меня много, а люблю я их одинаково, поэтому не знаешь, что выбрать, а жизнь ограничена, АААААА.
Но дарю лайфхак, как это сделать просто: надо не привязываться к результату. Задачей было попрограммировать, так что я взял просто самую последнюю не-сверхценную идею — она в любом случае моя, в любом случае в ней есть какая-то привлекательность, а жениться никто не заставляет.
Цитирую идею дословно, как она была описана в разговоре:
«я надысь концепт игры компьютерной придумал (на ту же тему)
там, короче, человек рождается под землей в пещере из какой-то машины
кругом ничего нет
кругом ничего нет, он шарится
он начинает копать стены руками
идет очень медленно, руки в кровь
все заканчивается тем, что он умирает от голода и холода, конечно же
после чего человек рождается под землей в пещере из какой-то машины
все то же самое, но там еще и предыдущий труп лежит
его можно есть
из костей можно делать орудия для копания
и так далее
потом, конечно, он все равно умирает
после чего у него есть два трупа
из них можно выращивать червей
потом когда он набирает сервиз из собственных черепов, обустраивает пещеру и все остальное, к нему приходят гости и все портят
(шутка)
так это шизоидная игра!»
Стояла амбициозная задача сделать увлекательный симулятор Сизифа, что-то безнадежное и не-увлекательное, что в процессе игры можно сделать чуть менее безнадежным и чуть более увлекательным, а сам процесс делания-увлекательным должен быть увлекательным.
Шутки про «экзистенциальненько» и «жиза» опущу. Получился, короче, жанр survival sandbox.
Сейчас игра в состоянии «можно показывать семье и друзьям», но так как из семьи у меня только жена и дети, а друзей нет, мы бесконечно одиноки в этом мире, и это экзистенциальная данность, то решил выложить сюда: все равно этот блог никто не читает.
Neurotypical
— Это этот. Ну как его. Зигхайль сейчас такой на дворе.
— Кто?
— Я не помню, как точно произносится. А, цайтгайст.
— Что?
— «Гайст» как в слове «полтергейст». «Цайт» как (задумывается) видимо, как в «цейтнот». Ну понятно же!
— Что?
Регулярно вижу, короче, новое для меня cлово — «нейротипик». Так-то оно «старое», аж в 90-ых годах прошлого века придумано, но я не в курсе, я нормальный. Жена, конечно, утверждает, что у меня ass burger, но мы-то знаем, что она просто завидует моим мощным интровертным скиллам.
Neurotypical — это то же самое, что civilian и normie, на этот раз — «человек без мозговых отклонений». Слово изначально придумали мы, аутисты, чтобы «просто» называть тех, кто не-мы, и чтобы не обидно было, да. Заменить «нормальный» на «типичный», хитрый ход!
Сразу понятно, что ничем этим хорошим не кончится. Слово уже почти ругательное. Люди не любят чужих. Бойцы за толерантность нетолерантны к нетолерантным точно так же, как нетолерантные нетолератны. Это общечеловеческое, не то, чтобы термин «neurotypical» какие-то психические больные люди придумали!
У меня была идея, что всех спасут только инопланетяне, несколько лет назад встретил эту же идею у Ялома и порадовался. Понятно, что инопланетяне — это такие идеальные Они, которые помогут человечеству почувствовать себя единым целым.
Другие, чуть более реальные противоядия от ксенофобии, которые мне известны — это либо считать всех людей другим видом (и ненавидеть всех одинаково), а потом или сидеть в гордом одиночестве или попробовать полюбить этот вид — и тогда не важно, черная кошечка или белая, они все милые.
Похоже, по этому в свое время пути пошел я, правда, вовсе не для развития толерантности.
Либо — пытаться «узнать каждого человека получше», ксенофобия перестает работать в настоящих близких отношениях («Я не антисемит, у меня друг — еврей» — из той же оперы, но это ничего не значит, у тебя есть твой друг, а остальные — все равно группа чужих, а с чужими мы что делаем? Правильно).
Обратное тоже работает: стоит только обозначить группу, как индивидуальный участник группы расчеловечивается. Вот, вы только посмотрите, какие нипикалы тупые:
Еще можно работать с ксенофобией, как с психической травмой: когда темнеет в глазах и рука тянется к пистолету, закутывать себя в одеяло и ползти в безопасное место и только потом, отлежавшись, выползать вешать негров уже в спокойном состоянии — если захочется.
WoW Classic: почти заебиBiS
Две идеи, которые думаются в связи с WoW Classic: первая — это «Making things more convenient isn’t always making things better», ее думают в том числе создатели Factorio (по ссылке). Там же, по ссылке — видео, в котором создатели WoW говорят (несколько лет назад) «нет, вы не захотите Classic, он неудобное говно».
Эта мысль имеет разные формы, в том числе «сделайте вещь для идиотов, и только идиоты захотят ей пользоваться», или «не надо потакать игроку».
Вторая мысль — про плечи гигантов, про культуру и про «знание — сила». В WoW Classic появилось минимум две вещи, которых не было в старом WoW: первая называется «spell cleave» (и еще melee cleave) и обозначает зачистку подземелий с помощью AoE. Это то, что вроде как «нельзя» было делать в оригинальном WoW-е, но потом стало можно, поэтому знание о том, что это можно, приводит к попыткам попробовать.
Короче, в Classic WoW можно играть, как в не-классик, полностью игнорируя crowd control.
BiS — это «best in slot», знание о том, какой лучший предмет для каждого класса в каждом слоте существует и где его добыть. Скажем так, раньше знание о лучшем предмете было сакральным («неочевидным») и каждому приходилось экспериментировать самому (или читать форумы для задротов с математическими выкладками). Сейчас чуть ли не каждый игрок в игре знает, какие у него BiS’ы без понимания, почему. «Просто делай это».
То же самое — «знание — сила» — приводит к тому, что Molten Core зачищается с первого раза людьми, одетыми в BiS, которым достаточно просто слушать указания главного.
Короче, решил я сделать troll rogue’я.
И вот, например, почему-то я думал, что лошадь на 40 уровне стоит 40 монет, а на 38 уровне выяснил, что она стоит 90, а у меня накоплено только 40.
За два уровня набрал недостающее, причем скорость набора уровней от этого не увеличилась, то есть я набрал эти два уровня с той же скоростью, что и другие, но еще и «заработал» 50 голда.
Используя тайные знания! Вы Ни За Что Не Поверите, Какие Трюки Используют Игроки, Чтобы Купить Лошадь На 40 Уровне. Вы Ахните... ну, понятно. (Это не очень популярный секрет, который я знал относительно «сам», но ок).
Вообще, принято считать, что 90 голда на 40 уровне — это очень, очень много. Но ничего не поменялось, кроме знания, как сделать так, чтобы было не много.
Или в тот же день, когда я набрал 60 уровень, меня взяли в MC, а еще несколько дней спустя я был одет в SBiS (second best in slot). Потому что это красиво.
Теперь можно ничего не делать, а просто фармить MC, что я делать не буду, потому что и так скучно. Уложился всего в месяц, короче.
Мысль про «плечи гигантов» еще формулируется так: «как играть в игру, есть есть wiki?». Есть игры, которые просто подразумевают наличие wiki, старый крафтинг к minecraft’е — яркий пример, вы же не думаете, что игрок правда это будет вручную подбирать?
Есть игры, которые наличие wiki не подразумевают, что совершенно не мешает этой wiki существовать!
То есть, с одной стороны, вот вам игра, которую надо explore, с другой — вот вам параллельно wiki этой игры, best practices, tips and tricks, walkthrough, letsplay’и и прочий BiS. Второе сделано комьюнити, поэтому я и называю это «культурой».
Культура поощряет послушную посредственность, а взамен увеличивает средний уровень участников. Win/win!
«Если все тут прыгнут в лаву, то ты тоже прыгнешь».
WoW Classin как trip down memory lane — прекрасен, а мой любимый explore уже не работает: я все помню, все всё знают.
Новости потребления
— Вышел новый альбом Pixies. И 20 лет не прошло!
— Вертикальная мышка хорошая, рука не болит, коврик из алюминия (!) на удивление тоже, рука все еще не болит.
— Сериал Beforeigners прекрасен. В современной Норвегии стали появляться викинги — беженцы из другого времени. Острая социальная сатира (на столкновение двух культур, привет эмигранты) плюс детектив (как вообще они появляются из прошлого?) и buddy cop movie (один из двух детективов-напарников — черный бывшая боевая женщина-викинг, которая притворяется бывшим фермером).
— WoW лучше, чем 15 лет назад.