Две примитивные техники
...для hwyd:
1. Прогрессивная прокрастинация. Выбираем несколько вещей одного порядка. Скажем, «йога», «спорт», «чистить зубы». Одного порядка — потому, что все они про тело. Красим их в один цвет. Ставим задачу «получить в месяц 30 квадратиков этого цвета». Это значит — правильно! — что проще всего чистить зубы каждый день. Потому что остальное — лень.
С чувством «как я круто наебал систему» чистишь зубы, а в это время система наебывает тебя.
2. Три счастливые вещи. Пишешь каждый день три вещи, которые сделали тебя счастливым или хотя бы порадовали. Я пошел дальше: если день был счастливый (по моему мнению), то отмечаю его.
Рассказал об этом Кате — она меня осмеяла. «Эту штуку на любых женских курсах рассказывают, и ты туда же!». Как легко догадаться, за снобизм в нашей семье отвечает теперь она. Тем не менее, способ реально работающий!
Октябрь был вообще счастливый. 50% — это честно и as good as it gets. Ноябрь подкачал, но по личным причинам.
Сначала — просто отмечать. Понятно, что это хитрая бихевиористская магия, в процессе которой выясняется, что «оказывается в жизни есть хорошее!». Ну или наоборот — «оказывается, тяжело вспомнить хотя бы три вещи!». Ну, это как вам повезет.
Потом начинаешь делать выводы и повторять счастливые вещи.
Мои выводы: например, «посидеть в кофейне» теперь считается приятным занятием — на предложение чего я лет пять назад смеялся в голос и плевал в лицо. «Ты че, дурак, какая кофейня, у меня депрессия». Или, например, «погреться на солнышке» несмотря на весь примитивизм — штука работающая.
But hey, я же психотерапевт, примитивное существо высшего порядка.
Короче
Мне написали письмо — да, такое до сих пор случается — и спросили «а что является продуктом труда терапевта, чего он добивается в своей работе и чем потом гордится?».
Я довольно многословно ответил и только потом сообразил, что надо было ответить «любовь» и не вдаваться в подробности. Это не дает ответа на вопрос, где берется любовь и чья (может, терапия просто развивает capacity for love на стороне клиента), оставляя место для размышлений.
Любимое слово моего отца — если вообще его можно заподозрить в любви к словам — было «короче».
Наверное, поэтому я умею говорить коротко, а потом неизбежно все объяснять, потому что никому не понятно.
Практика показывает, что длинные объяснения еще никогда до добра не доводили. Опыт невозможно передать, но на него можно сослаться, а это довольно коротко. Если же подходящего опыта нет — то иди странствуй 10 лет.
Другая проблема с моей краткостью возникает тогда, когда собеседник крайне озабочен, что же ты «на самом деле» имел ввиду и отказываться принимать участие в игре человеческого непонимания.
«Опять эта чертова неопределенность».
Есть соблазн свести все общение с терапевтом к «объясни мне, что со мной не так», привычная схема авторитета, которая никогда не надоест, а можно гадать над словами терапевта всю неделю, как над внутренностями птицы.
«Вот это мне очень откликнулось чем-то своим», — не только анекдотичный пример гештальтистского мема, но и пример другого стиля общения, когда каждый приносит себя и каждый в праве толковать ассоциации другого посредством своих ассоциаций, а не с помощью судорожных попыток поиска правды.
Подхожу недавно к Кате и говорю: «Мне кажется, я выделил «главное» качество, которое отвечает за «успешность» терапии».
Послушал для приличия ее варианты.
«Это качество — мужество».
Потом мы разделили courage, bravery и boldness, договорились, что речь идет о первом, и Катя замолчала.
— Чего молчишь?
— Пытаюсь придумать другое качество.
— Пытайся, но мне кажется, они все производные, даже затасканная «ответственность».
Молчит до сих пор. Очень удобно.
Обменялись с папой недавно selfie’ями. «Ого, да он ужасно постарел», — подумал я.
Спустя минуту от папы приходит сообщение: «Время».
И еще полминуты спустя, видимо, решив, что это слишком коротко, папа добавляет: «впечатляет».
Ну, вы поняли?
Мог бы просто картинку прислать!
Opus Magnum
Opus Magnum — самая свежая и доступная игра из всех игр Zachtronics, который обычно делает игры про программирование на ассемблере.
В ней больше физики, меньше программирования и меньше ограничений, поэтому решить головоломки можно самым неэффективным способом, но — решить, а не упереться в собственную бездарность или размеры игрового поля (в отличие от предыдущих игр).
Короче, я посадил играть Катю, и она справляется.
As is
Психология есть наука нумерации трех сосен.