Общались мы о человеке, и я его охарактеризовал, как гуманитария — причем, как гуманитария в самом «пошлом» смысле этого слова. Если учесть, что этот человек и сам себя идентифицирует, как принадлежащего к неким «гуманитариям» — то так ему и надо. Охарактеризовал — а потом и задумался, в каком именно смысле.
И надумал вот что.
Есть гуманитарии, а есть технари. Есть науки естественные (технические), а есть противоестественные (гуманитарные). На этом деление и кончалось бы, если бы не но. На самом деле никакого противопоставления гуманитарии — техники (физики против лириков) и нет вовсе. Хотя бы потому, что есть люди, объединяющие в себе и то и другое.
Тем не менее, гуманитариев часто определяют, как «не-технарей» и наоборот, что есть совсем не верно. Ибо определять черный цвет, как не-белый мы можем, но вот определять оранжевый, как не-зеленый — нет. А именно в том пошлом смысле как раз именно так.
«Я не понимаю физику и математику, следовательно, я гуманитарий». А по-моему ты не гуманитарий, а по-моему ты — ... «Я совершенно не умею излагать свои мысли нормальным человеческим языком, но у меня все нормально с математикой, поэтому я технарь».
Где-то 90% самоопределения «физик или лирик» проходит именно по такой схеме. (Лирическое отступление: спор гуманитарий я или технарь продолжается в моей семье уже очень давно. Сам я не принимаю в нем никакого участия. В школе я победил на городской олимпиаде по информатике, два раза занимал вторые места на олимпиадах по математике. Но не пошел на программиста, как хотел, и в результате имею диплом о журналистском образовании).
Поэтому в «пошлом» понимании этого слова «гуманитарий» — это человек, который просто не умеет структурировать информацию и работать с ней. Потому что идеальный технарь оперирует с чистой информацией. Например, математик работает с абстрактными числовыми величинами. А так как гуманитарий — это «не-технарь», следовательно, он просто не умеет работать с информацией. Отсюда все эти «ты же журналист, ну скажи же красивый тост», псевдогуманитарные растекания мыслью по древу, графоманство и прочее и прочее.
Технарь — это человек, который умеет структурировать информацию, но плохо говорить по-русски.
Можно рассматривать противопоставление гуманитарий — технарь, как противопоставление э... чувственного и интуитивного восприятия мира рациональному восприятию. Но не нужно.
А на самом деле ни то, ни другое не правильно. Работа с текстом — это тоже структурирование информации, один из способов ее структурирования и отображения. То, что технари не умеют грамотно выражать свои мысли по-русски — проблема их образования, а не мышления. Технарям просто нужно преподавать язык, как систему. Учат же они языки программирования — в таком же виде им нужно и преподавать русский. Научить писать и говорить не красиво, но правильно — легко.
То же самое и с гуманитариями. Их нужно учить логике и философии. Пусть мучаются.
Итого: в пошлом понимании этого слова гуманитарий — это человек, который не может логично структурировать свои мысли, а технарь — тот, кто испытывает проблемы с выражением своих мыслей человеческим языком. Когда говорят «я гуманитарий» подразумевают примерно это. Поэтому я не называю себя «гуманитарием» или «технарем», я вообще очень осторожен с самоидентификацией.
На самом деле полноценный человек должен уметь и то и другое. Много интересного лежит на стыках того и другого, например — контент-анализ. Я знаю некоторых людей с гуманитарным образованием, которые неплохо программируют и некоторых «технарей», которые неплохо пишут, если их заставить. Это не исключение. Это должно быть правилом.