Продолжаем предыдущую заметку...
Возвращаясь к нереальности этого мира. Можно ли логически опровергнуть гипотезу, что весь этот мир — лишь плод воображения?
Логически — нет. Если я поверю в то, что весь мир — это плод моего воображения, убедить меня в обратном будет очень сложно. Логически. Разумеется, можно начать бить меня по ребрам, но в таком случае я всегда смогу сказать, что это просто у меня такое нездоровое воображение и что я — мазохист. Впрочем, убедить других людей, да тем более логически, в том, что они плод моего сознания, тоже нельзя. Если только не начать бить их по ребрам. Но на самом деле я не проповедаю солипсизм — у меня есть веская причина, чтобы не думать, что этот мир придумал я. Это — журнал «Yes!», который читает моя сестра. На такое бы у меня просто не хватило моего нездорового воображения. Так что я верю, что этот мир существует физически, что все предметы, которые можно потрогать и понюхать — на самом деле предметы, а не возбужденные нейроны в чьем-то мозгу.
Проблема не-существования мира совсем в другом: в том, что он не существует в единственном экземпляре. «Нормальный», физический мир — не более, чем обобщение. Формально же «реальным миром» каждый называет свой собственный. Грубый пример: Каждый вечер вы едите с работы домой. Спускаетесь в метро, садитесь. Поезд метро, все пассажиры и окружающая вас обстановка не вызывает у вас чувства нереальности. (Если вызывает — обратитесь к врачу). А теперь представьте себе людоеда из племени Умба-Юмба, который не только не знает метро, но и при попытки объяснить ему, что это такое, примет вас за сумасшедшего.
Как я уже и говорил, язык — это одно из самых точных зеркал реальности. К примеру, в языке народов Севера существует более 30 слов для обозначения снега: твердый снег, мягкий, колючий... да как угодно. Для нас представить себе 30 разных снегов — абсурд. Потому что _в нашем мире нет 30 видов снега_ То же самое и с метро. Нет такого слова в языке племени «Умба-Юмба»... «Я спустился в глубокую подземную нору и вошел внутрь гигантского железного червя...»
Да, все понятно — мы говорим о двух совершенно разных людях, находящихся на разных ступенях развития и разговаривающих на разных языках. Но возьмем пример чуть потоньше... Вам никогда никто не говорил фразу «мы с тобой разговариваем на двух разных языках», хотя говорили вы на одном?
Разные люди под одним и тем же словом одного и того же языка понимают разные вещи. Пример: мне говорят, что я замкнутый человек. В устах того, кто говорит, это — не комплимент. Говорящий делит людей на замкнутых и открытых. Замкнутые — плохо, открытые — хорошо.
Я делю людей на замкнутых и разомкнутых. Замкнутый человек, впитывает впечатления, идеи и жизненный опыт и не выпускает этого из себя. Он замкнут. Он закрыт крышкой, как сковородка, на которой жарится мясо: пар не выходит наружу и мясо жарится быстрее. Разомкнутый человек — это открытая дверь, из-за которой сквозняк. Это человек, не переживающий свои впечатления, а разбрасывающий их на люди, как мелкий бисер. Крупные переживания, мысли и впечатления расходятся также быстро, как и мелкие, не оставляя после себя ничего: «Ой, ты знаешь, я себе вчера такую красную кофточку купила...», «Ой, а мы так в Москву прикольно съездили»...
Таких людей одни называют общительными и открытыми. Другие — болтушками и болтунами. Поэтому когда мне говорят, что я замкнут, я считаю это комплиментом. Хотя говорящий хотел сказать совсем другое.
Это был простой пример, прошу не принимать его всерьез и не смешивать с моей жизнью.
С этим ничего нельзя поделать, но любое суждение о мире человек выносит прежде всего основываясь на самом себе, на своем опыте и на том, что бы он поступил в данной ситуации, что он думает в данный момент и какова его позиция по этому поводу. Поэтому реального мира не существует, а существует миллиард мирков, в каждом из которых устанавливаются свои правила, и где каждый человек — царь и Бог.
Да, царь и Бог, но не осознающий свое божество и свою царственность. Дело в том, что человек БЕССОЗНАТЕЛЬНЫЙ и НЕОСОЗНАННЫЙ творец целого мира. Приписывая окружающим людям глупость, высокомерие, снобизм, или, наоборот, доброту, нежность и честность, мы не осознаем, что таким образом твоим целый мир. Давая оценку событиям и поступкам, мы не осознаем, что творим моральные ценности для целого мира: это, это и это, по нашему мнению, «аморально» и «плохо», а это и это — «хорошо». Хотя с точки зрения другого человека — все наоборот.
Поэтому, когда вы думаете, что я — это самовлюбленный сукин сын, тут виноваты вы, а не я. Это вы меня таким сделали — это вы считаете меня таким. Это в вашем мире я такое. В мире других людей я могу быть любящим и примерным мужем, :) либо скромным и застенчивым молодым человеком, либо гениальным вундеркиндом. Я даже не имею права сказать «а на самом деле я такой», потому что тот я, который «я-на-самом-деле» существует опять же только в моем мире. Я могу сказать, что я умный — и это будет моя оценка меня самого. Катя может сказать, что я умный — и это будет Катина оценка меня. В мире меня и в мире Кати — я умный. Но во множестве других миров я дурак-дураком ;) Таким уж меня придумали вы...
Да, все вышеизложенное похоже на бред. Однако осознать это все довольно-таки просто: достаточно узнать о себе мнения других людей... что касается меня, то я слышал немало суждений обо мне от людей, которые ни разу меня не видели. И эти суждения не совпадали с моим суждением о себе. И тут есть два выхода: либо всех тех, кто судил обо мне неправильно, сделать дураками в целом мире — в моем мире, либо признать существование многих миров. И тем самым отвергнуть существование объективного мира.
Более того, в большинстве миров я не существую. Как не существует в моем мире какой-нибудь Вася Фугин из поселка Глубокие Ямки.
Бред. Да?
Говоря о множестве миров, я имею в виду, разумеется, не материальные миры. А миры «духовные». Вся проблема в том, что даже материальный мир каждый человек воспринимает через призму самого себя и считает это единственно правильным — и единственно существующим — миром.
Человек — любой — ставит себя в центр мира. Даже если этот человек не эгоист и не обладает манией величия — он все равно в центре мира. Даже комплекс неполноценности ставит тебя в центр мира — «Я хуже других», «что все ОБО МНЕ подумают?»... и ни один человек не задумывался «а существую ли я вообще в мирах других людей»?..
Пример из жизни. У меня, как и у многих, есть отец. Не как нечто абстрактное, а как конкретное физическое тело, именуемое в дальнейшем человеком. Он очень твердо и уверенно стоит в центре своего мира. В его мире для отца главное — работа. Она приносит неплохие деньги и позволяет содержать семью в относительном достатке. То, что мужчина должен содержать семью, и делать это именно так, как делает папа, является ключевой идеей мира моего отца. Еще в мире моего отца есть сын, который проводит целыми днями за компьютером, занимаясь ерундой. Побочный эффект этой ерунды — дома иногда бывает занят телефон, когда сын «лезет в этот интернет». Это плохо, так как мешает отцу заниматься Самым Главным Делом В Мире — зарабатывать деньги.
В мире моей матери ее сын не просто сидит, а «играется целыми днями» за компьютером, что еще раз доказывает, что мы говорим о совершенно разных делах — в моем мире сын моей матери не играет в компьютерные игры больше 15 минут в день.
Впрочем, я отплачиваю отцу тем же — если в его мире я занят ерундой, то в моем мире ерундой занят он. Для меня все то, чем занимается мой отец, является... не то, чтобы пустым местом... является тем же, чем для него — мое занятие не-зарабатываением денег. Ерундой. Вредной ерундой.
Единственное отличие, зато довольно существенное, между мной и моим отцом — я признаю существование других миров и не считаю свой мир объективной реальностью. Он — не признает.