Все воспитание сводится именно к тому, чтобы привить ребенку длительные устойчивые комплексы.
Карл Юнг, «Работы по психиатрии. Психогенез умственных расстройств».
Одна из самых известных (не безумных) концепций Юнга — это «психический комплекс», латинский корень, который обозначает группу элементов («строительный комплекс»), ее суть состоит в том, что содержимое психики может группироваться (в основном вокруг аффекта, «сильной эмоции», если упрощать).
Джеймс Холлис наглядно объясняет понятие комплекса своим студентам так: просит достать чистые листы, все остальное отложить в сторону и подготовить ручки. Студенты начинают потеть ладошками, на что Холлис говорит, что это вовсе не тест — а комплекс! Психика связывает знакомые элементы и делает вывод, никого не спросив. В этом «никого не спросив» и скрыт потенциальный вред.
Разумеется, выражение «избавляться от комплексов» абсолютно бессмысленно. Анекдотическая история — одному моему клиенту мама заявила, что она избавилась от всех комплексов (а он еще нет), он принес эту благую весть мне, на что я рассмеялся: «И что, ее психика теперь абсолютный хаос? Психический бульон?». Надсмехаться над мамами — зачем еще нужна терапия?
Правильней было бы сказать «избавляться от автоматизмов» и вспомнить про бессознательное и осознанность.
Идея комплексов продуктивней, чем кажется на первый взгляд. Юнг пишет, что «комплекс с присущей ему энергией имеет тенденцию образовывать как бы отдельную маленькую личность». Примерно об этом писал Ницше («Я — это множество личных сил, из которых то одна, то другая выступает на передний план»).
Духов, демонов[1] и даже богов Юнг списывает туда же — в комплексы. Ровно в то же значении слово daemon используют в компьютерах — так называется отдельная программа, которая постоянно «висит» в фоне и что-то там делает время от времени. Это уже опасно близко к современной официально-научной[2] теории, которая называется «Модулярность сознания» (Modularity of mind) и которая утверждает, что сознание состоит из «демонов» — в компьютерном понимании.