И, наконец, этот сумасшедший — Юнг.
Ссора Юнга и Фрейда — это архетипическая ссора интроверта с экстравертом. Их главное противоречие — в направлении внутрь-наружу, которое заключается вовсе не в отказе Юнга от сексуальной теории: Фрейд боялся Ид и в целом вынуждено и брезгливо залезал в нижние отделы психики, только чтобы «вылечить» пациента, в то время, как Глубины были у Юнга любимым местом.
Мифологически путь Юнга повторяет путь шамана — у него наблюдалось то, что антропологи называют «шаманская болезнь» — безумное состояние с видениями, которое удалось преодолеть — и стать шаманом. Весь накопленный дискурс на тему «являются ли шаманы «на самом деле» сумасшедшими?» применим и к Юнгу. Наследникам было настолько неуютно, что они дали разрешение на публикацию «Красной книги» — главного продукта этого затянувшегося «шизоидного психотического срыва» и главную книгу всей жизни — только в 2009 году.
Техника «активного воображения» Юнга мало чем отличается от «шаманского путешествия» — разве что отсутствием психоделиков. Наиболее либеральная точка зрения состоит в том, что шаманы не сумасшедшие только потому, что могут менять свои состояния — «сходить с ума», когда надо шаманить и возвращаться в «нормальное состояние», когда не надо, то есть, шаманизм — это такой «управляемый психоз».
Юнг днем принимал пациентов и никто ничего «такого» не замечал, а ночью сходил с ума и исследовал свою психику. Понятно, что «норма» — это социальный конструкт, а «больная» психика гораздо полезней для исследования, она остается человеческой психикой, просто более «разломанной» и поэтому открытой для изучения. Психиатр (позже — «антипсихиатр») Рональд Лейнг призывал «учиться у шизофреников», потому что те являются проводниками в другие состояния сознания.
И вот вам шизофреник и доктор, два-в-одном — Юнг. К слову, под знамена Юнга уже в наше время стало немало «настоящих» сумасшедших, но Юнг всегда продолжал (как минимум публично) оставаться ученым, его высказывание, что «магическое — это другое название для психического» объясняет вообще всю магию, что ни один материалист не придерется, потому что, как и в случае с алхимией — «это все выдумки», но именно выдумки терапевты и изучают.