— Это этот. Ну как его. Зигхайль сейчас такой на дворе.
— Кто?
— Я не помню, как точно произносится. А, цайтгайст.
— Что?
— «Гайст» как в слове «полтергейст». «Цайт» как (задумывается) видимо, как в «цейтнот». Ну понятно же!
— Что?
Регулярно вижу, короче, новое для меня cлово — «нейротипик». Так-то оно «старое», аж в 90-ых годах прошлого века придумано, но я не в курсе, я нормальный. Жена, конечно, утверждает, что у меня ass burger, но мы-то знаем, что она просто завидует моим мощным интровертным скиллам.
Neurotypical — это то же самое, что civilian и normie, на этот раз — «человек без мозговых отклонений». Слово изначально придумали мы, аутисты, чтобы «просто» называть тех, кто не-мы, и чтобы не обидно было, да. Заменить «нормальный» на «типичный», хитрый ход!
Сразу понятно, что ничем этим хорошим не кончится. Слово уже почти ругательное. Люди не любят чужих. Бойцы за толерантность нетолерантны к нетолерантным точно так же, как нетолерантные нетолератны. Это общечеловеческое, не то, чтобы термин «neurotypical» какие-то психические больные люди придумали!
У меня была идея, что всех спасут только инопланетяне, несколько лет назад встретил эту же идею у Ялома и порадовался. Понятно, что инопланетяне — это такие идеальные Они, которые помогут человечеству почувствовать себя единым целым.
Другие, чуть более реальные противоядия от ксенофобии, которые мне известны — это либо считать всех людей другим видом (и ненавидеть всех одинаково), а потом или сидеть в гордом одиночестве или попробовать полюбить этот вид — и тогда не важно, черная кошечка или белая, они все милые.
Похоже, по этому в свое время пути пошел я, правда, вовсе не для развития толерантности.
Либо — пытаться «узнать каждого человека получше», ксенофобия перестает работать в настоящих близких отношениях («Я не антисемит, у меня друг — еврей» — из той же оперы, но это ничего не значит, у тебя есть твой друг, а остальные — все равно группа чужих, а с чужими мы что делаем? Правильно).
Обратное тоже работает: стоит только обозначить группу, как индивидуальный участник группы расчеловечивается. Вот, вы только посмотрите, какие нипикалы тупые:
Еще можно работать с ксенофобией, как с психической травмой: когда темнеет в глазах и рука тянется к пистолету, закутывать себя в одеяло и ползти в безопасное место и только потом, отлежавшись, выползать вешать негров уже в спокойном состоянии — если захочется.