Очевидно, что вместо слова «самозванец» надо использовать слово «самопровозглашенный» — и все проблемы отпустят.
С ужасом приходится признать, что в сердцевинке человека находится его субъективность. Моя любимая формулировка на этот счет — «человек — это вопрос вкуса». Каждому конкретному человеку нравятся одни вещи и не нравятся другие. Это можно назвать «системой ценностей», но «вкус» мне нравится больше.
Этот вкус иррационален. Есть огромное количество способов эту иррациональность скрыть с помощью «объяснений», «обоснований», всяких «причинно-следственных связей» и разной прочей «логики». Это все маскировка. Я тут немного пересказываю курс про буддизм, совершенно случайно.
Либералы отличаются от консерваторов тем, что либералы менее брезгливы, а консерваторы более тревожны. (Это исследование можно нагуглить). Нет, я не пытаюсь свести все к биологии.
Люди, которые испытывали биполярное расстройство, депрессию, ПМС, голодное раздражение, недосып — простите, что ставлю в один ряд — хорошо знают, как сильно меняется картина мира вокруг, никакая «логика» не спасает.
Так вот, низкая самооценка — это персональное ощущение, что ты какой-то не такой. Человек относится к себе плохо, но на самом деле ничего не «оценивает». Относиться к себе хорошо он не может, потому что ну как можно относиться хорошо к тому, что ты «объективно» «оцениваешь», как плохое?
Это все напоминает прекрасный анекдот:
— Доктор, у меня жопа так сильно воняет!
— А вы мыть пробовали?
— Да ну ее, такую вонючую!
Зачем вообще «поднимать самооценку»? Например, чтобы перестать себя пинать и ненавидеть. Но это можно сделать, ничего не поднимая!
Давайте временно заменим самооценку на самоценность, которая выглядит примерно так:
Если у вас есть сомнения по некоторым пунктам, особенно по первым, обратитесь к специалисту, эта херня очень серьезная! Это уже даже не «проблемы с самооценкой», а гораздо хуже.
«Традиционный» способ повышения самооценки — «посмотри, ты же не говно!». А вдруг это не так? Вдруг ты говно? Но даже говно хочет жить хорошо, и имеет полное право потратить туда все силы. В конце концов, это его, говна, дело!
В случае с самоценностью несколько меняется жизненная задача, вместо «стать хорошим» она становится «а теперь со всей этой херней мы попробуем взлететь» (анекдот). Очень творческая задача.
Если мы уберем самооценку, то многих из вас наверняка начнет тревожить вопрос о связи с реальностью, который все равно является хорошо замаскированным вариантом вопроса «как такое говно можно любить?».
Но предположим, что вопрос — о связи с реальностью.
«Ведь так можно и заиграться!». Можно вообразить о себе что попало, а потом окажется! Потом люди заметят и — это самое — разоблачат. Так называемый «комплекс самозванца», дошли и до него.
Формально — да — это боязнь того, что «правда всплывет», но если разворачивать дальше, то мы получим примерно следующую мысль: я подозреваю, что я говно и очень боюсь, что другие люди начнут подозревать то же самое. Или — «я боюсь, что другие люди будут относиться ко мне так же, как я сам».
В особо запущенных случаях, естественно, никакие уверения других людей не помогают: другие люди ошибаются, я их обманул, ввел в заблуждение, но правда-то раскроется!..
В полностью развернутом виде комплекс самозванца выглядит так:
«Короче, я тут самый умный и все за вас решил. Вы, конечно, можете думать и говорить, что хотите, но вы люди, очевидно, недалекие, ваше мнение не имеет значения, и я ему не поверю. Ну а решил я, конечно, что я полная никчемность».
И где тут связь с реальностью?
Да, это общее место, что «мания величия» и «комплекс неполноценности» — это одно и то же.
Самый эмоционально заряженный элемент в комплексе самозванца — разоблачение, что в свою очередь связано с темой стыда.
Ох, тему стыда/вины и ответственности надо поднимать отдельно.
Если в двух словах, то стыд — это формула, типа «сделал что-то не то -> что вообще с тобой не так? -> фу таким быть».
Ответственность — это формула, типа «сделал что-то не то -> наступили последствия -> исправь, пожалуйста».
«Исправь пожалуйста» работает у довольно зрелых индивидуальностей, работает плохо, медленно, и у индивидуальности может быть другой взгляд на происходящее («я не считаю, что сделал что-то не то»), но зато у нас есть индивидуальности!
Стыд же прекрасно работает, когда есть конкретный и понятный список табу, выращивая человека коллективистской культуры.
Но проблема не в разнице культур, а в том, что у нас есть сложный, но полезный в долгосрочной перспективе способ и простой, но эффективный прямо сейчас. Интересно, что же выберет человечество? Ха! Ха! Ха! Ровно та же проблема, что и с насилием: точечные удары насилия необходимы, но как сдержаться, когда оно так прекрасно работает и во многих других случаях?
Я тут нарисовал две картинки, которые должны были прилагаться к этой заметке, но ее течение пошло куда-то не туда, как планировалось изначально, поэтому пусть полежат в этом отступлении.
Проблема со стыдом решается просто: вы приходите к терапевту, и сто три тысячи раз проговариваете мантру «я человек, человеком быть не стыдно».
И возвращаясь к связи с реальностью.
Я считаю, что в «реальности» главная проблема самозванства — не разоблачение, а враньё.
САМОЗВАНЕЦ, Тот, кто выдаёт себя за другого человека, присваивает себе его имя, звание.
Да, да, у людей с комплексом самозванца есть постоянное ощущение, что они обманули всех вокруг, выдав себя за что-то хорошее, но никакого реального предумышленного обмана тут нет. В нашем случае «Самозванец — тот, кто выдает себя за человека». Хе. Хе.
Например, у одного выдуманного клиента (хотя опять трое себя узнают) этот обман буквально выглядит, как «они взяли меня на работу, а я ведь не величайший в мире программист». И, разумеется, при найме на работу клиент претендовал на конкретную должность, а не на звание величайшего в мире программиста, но все равно обман же.
Лучшее противоядие от обмана — это правда. (Удивительно!).
«Спасибо, что взяли меня на работу, мне кажется, я с ней справлюсь, вам, похоже, кажется то же самое, иначе зачем взяли? Если в процессе у меня будет не получается или возникнут проблемы — я вам скажу. Если ваши ожидания поменяются — вы скажите».
И потом, конечно, верить друг другу и общаться.
В крайнем случае выяснится, что самозванец — не вы, а врали вам: брали на работу, как обычного программиста, ожидали спасителя компании, а вам ничего не сказали.
Если бы мне платили каждый раз, когда выясняется, что я — не самый лучший в мире идеальный терапевт! Впрочем, да, каждый раз и платят же.
Есть очень похожий способ защиты, называется «вот такое я говно!», их постоянно путают. У меня несколько раз с разными, но одинаковыми по актуальности темы стыда клиентами случались диалоги, типа:
—Мне кажется, вы не самый луТы не терапевт, а говно!
— Да, я понимаю, что тебе вот это и вот это во мне не нравится.
— И что, все? Сказал «вот такое я говно» и можно не меняться?!111
Клиент, очевидно, подумал, что я использовал именно эту изощренную защиту (известную также, как «предварительное обмазывание себя говном», потому что ну нельзя же измазать в говне того, кто уже измазан!)
Разница между «вот такое я говно» и «ну вот такой я» в том, что во втором случае вы не считаете себя говном. (Похожее отношение называется as is, один человек предоставляется другим именно по этому принципу).
Если вы будете честными, то есть шанс, что вам просто не поверят. Но это уже их проблемы.
И еще одна мысль про связь с реальностью — в том, что лучшая связь — это диалог. Ты что-то сделал — посмотрел на реакцию реальности, сделал еще — еще посмотрел. В таком случае у тебя появляются не додумки и гипотезы, а экспериментальные данные. Как ни странно, но стратегия «дают — бери, а бьют — беги» является гораздо более реальной, чем «я заранее подумаю, что они подумают, что...». Если люди дают зарплату — бери, перестали давать — делай выводы, чтобы в следующий раз давали.
Да, это, наверное, то, что называется «на ошибках учатся», «ошибаться — не стыдно» и release early, release often.
Совершенно очевидно, что эволюции нужны ваши ошибки (хоть это и не делает вас великим). Когда я был чуть более самодовольным, мне нравилось думать, что я один могу предсказывать будущее, до которого десять человек путем проб, ошибок и переделок дойдут через несколько лет. Потом, конечно, понял, что всего великого меня можно заменить всего лишь десятью обезьянами с печатными машинками, и как-то попустило!
Бабочки каким-то нелепым образом отрастили себе узоры в виде глаз, чтобы отпугивать хищников. Случайная мутация, закрепленная естественным отбором. Но наверняка есть бабочки, у которых были, например, случайные изображения огромных членов. Помогло ли это им? О, нет.
Но заранее это бабочки и не знали. Не знают, впрочем, и сейчас.
Если вы волею судьбы оказались «неправильным» вариантом бабочки, не переживайте. Мир — это хаос, и все еще никто не знает, может быть вам попадется самочка, которая почему-то предпочла огромный член красивым глазам и все у вас будет хорошо.