Не смог пройти мимо сериала American Gods, как большой специалист по богам.
Дальше могут быть спойлеры.
Экранизация книги, сериал должен был сниматься на HBO, снимается в другом месте, но look and feel типично HBO-шный, «с размахом».
Сюжет формально простой: Один собирает старых богов, чтобы воевать с новыми (медиа, технологии и рынок), параллельно толкая ничего не подозревающему смертному речи о том, что боги живут только до тех пор, пока в них верят, а война, получается, за веру.
«Главный», простите, «герой» (по имени Shadow) — бывший заключенный, которого нанял Один в качестве телохранителя — играет настолько ужасно на фоне всех остальных, что создается ощущение, что это такой хитрый драматургический прием: на роль poor clueless bastard’а взять того, кому не надо это играть.
А в восьмой — последней! — серии сезона Shadow наконец-то узнает, что связался с Одином. Зритель это узнает в первой серии (если не дурак).
Тема богов — не бога, а именно богов — давно напрашивалась, но я не могу судить насколько сериал является откровением: например, Westworld показался мне прекрасным в драматургическом смысле, но в теме «творец и творения» сложно сказать что-то неожиданное. Come on, история отношений людей и богов настолько древняя!
Вот и здесь.
Интересней всего наблюдать «где они облажались», если говорить грубо, если же говорить мягко, то «почему авторы сделали именно так, а не этак?».
Первый нанятый бог — славянский Чернобог.
Вышло так, что ровно в тот же день я пытался смотреть боевик John Wick 2, в нем Peter Stormare (он, кстати, швед) играет русского бандита. Здесь он играет русского темного бога.
Чернобог живет c тремя сестрами, две их них — Утренняя и Вечерняя Зоря, сестры-охранницы, которые «стоят» в начале тьмы (вечером) и в конце тьмы (утром) и, натурально, несут стражу, чтобы тьма не просочилась в мир.
Автор сериала почему-то подумал, что круто, если сестер будет три и придумал «полуночную зарю» — полнейший оксиморон.«Zorya Polunochnaya». Первое слово читается, как «Зорая» — звучит, как имя. Второе автор посмотрел в словаре.
Тут можно делать красивые выводы, что славяне — это такая непонятная противоречивая хтонь, написанная кириллицей, по крайней мере, в восприятии бедных американцев. Come on, русский мафиози и Чернобог в исполнении одного и того же актера? «И тут эта хрень».
В том же Джоне Вике главного героя — русского наемного убийцу — называют «Баба Яга», имея ввиду, конечно, Bogeyman — страшилку для детей. «Баба Яга заберет». Но, простите, она же женщина.
Примерно такой же уровень и в American Gods.
Не очень понятно, как Чернобога привезли в Америку. С Одином объяснено, хотя и натянуто: есть такая историческая легенда, что викинги когда-то случайно заехали в Америку очень давно, еще до того, как ее «открыли» официально. Остальных же богов привезли эмигранты. Чернобог, по-моему, слишком старый для того, чтобы его завезли.
Остается только Иисус, и в качестве шутки (?) в сериале есть несколько видов Иисусов, в том числе Мексиканский Иисус — именно его привезли, как легко догадаться, мексиканцы. Что, вроде, что-то там говорит об американском восприятии мексиканцев. «Тоже верят в Иисуса, почти родные». Живут под боком, вот это все. Ацтеки и Майя почему-то забыты.
С другой стороны, засилие Иисуса нельзя было просто так обойти.
В качестве реализации архетипа пожирающей вагины создатели выбрали Queen of Sheba, жену Соломона, библейскую фигуру, которая (в сериале) со временем потеряла свою привлекательность из-за проклятого мужского шовинизма.
Здесь тоже кроется ирония: «что, древнее Библии ничего не нашли?». Именно с Библии началось «причесывание» многих женских богов, которые слились в конечном итоге с Девой Марией. Это намек? Случайный намек? Глупость? Ничего лучше не нашли? Ни с чем не посоветовались?
А ведь столько хороших богинь на выбор — начиная с Кибелы и заканчивая, например, Эрзули (вуду).
Или можно было взять раскрученный сейчас бренд Лилит (тоже библейский персонаж).
Мотив «ребрендинга» и «слияния» богов раскрыт относительно неплохо, так что может быть (я хочу надеется) эта ирония умышленная.
В восьмой серии выясняется, что «Пасха» (Easter), которая «прогнулась» под Иисусов, является куда более древним божеством — «Остарой» (Ôstara), связанной с приходом весны, воскрешением и рассветом, что понятно: весна — это «рассвет» года.
В ближайших аналогах у нее в таком случае находится Аврора и... Заря.
Итого в сериале четыре Авроры.
Небольшие разногласия — но не до мордобоя — в нашей семье вызвал Вулкан. Катя тут же угадала, что это аналог Гефеста, «а Гефест совсем не такой».
Мне же его эволюция кажется абсолютно логичной, хотя о ней можно только догадываться: Вулкан — пусть даже аналог Гефеста — но уже римский бог, а именно римляне превратили армию в машину (легионы и это все), поэтому бог-мастер уже тогда должен был впервые задуматься о массовом производстве.
В Америке Вулкан окончательно автоматизирован, ничего не делает руками и производит огнестрельное оружие, потому что «the power of fire is a firepower».
Literally! По-моему, гениально. За подобные фразы сериалу можно многое простить.
«Нацистские» мотивы кроме очевидных «американский» коннотаций («оружие любят нацики») тоже исторически понятны: римлян и германцев объединяла любовь к порядку и нелюбовь к евреям.
Новые боги выбраны разумно: рынок, технологии и медия. Это больше людей, оказывает влияние на людей, в это люди верят. Это — то, чем знаменита Америка: Wall Street, интернет и Hollywood, так что выходят вполне себе «американские боги».
American Gods — любопытный сериал, в котором подготовленному человеку видно «дно» авторов — как далеко они копнули в тему богов, это дно хорошо обозримо, а сам сериал — артефакт, опять-таки, американской культуры и может быть интересен и этим.
Если бы я смотрел в режиме «серия в неделю», то потерял бы терпение. Когда в восьмой серии сезона Один наконец-то сознается, что он Один, это имя звучит впервые и сопровождается пыщ-пыщ спецэффектами — наверное, в надежде на то, что для многих зрителей это будет открытием?
Сел смотреть первый и весь фильм ждал, когда же наконец появятся пришельцы. (Спойлер: не появились). Перепутал потому, что оба фильма — «про движение» и, как оказалось, раскрывают одну и ту же мысль. Второй на голову лучше.
7.5/10 на двоих в среднем.