Это стоит отдельной заметки, но напишу в куче.
Есть высказывание, приписываемое Ключевскому (тому самому, сыну сельского священника): «Психология, призванная стать наукой о душе, стала наукой об ее отсутствии».
Пожалуй, это наилучшая формулировка моей главной претензии к психологии (и почему я не хочу называться «психологом»).
(Моя любимая жена) Катя начинает пробовать себя, как психотерапевта (напоминаю, что она — сертифицированный сказкотерапевт).
Обратилась к старшим коллегам (не ко мне, меня она вообще ни во что не ставит!) с вопросом «а что делать, если я не справлюсь?».
Старшие коллеги ответили что-то в духе «раз клиент пришел, значит, ты с ним справишься». И это, в общем-то, правда. Во-первых, клиенты выбирают терапевта сами. Если они выбрали не подходящего, то просто уходят от него.
Либо если терапевт не справляется. То есть, более честно было бы сказать «если ты не справишься, клиент узнает об этом первым и просто уйдет».
Короче, идите к Кате, если не понравится — уйдете.
Деньги я верну.
А у меня вот такая проблема (возможно, воображаемая): все мои клиенты — люди, которые читают меня давно. Количество людей, которые читают меня давно, ограничено. Количество тех из них, кто пойдет ко мне на #терапию — еще меньше.
Следовательно, они когда-нибудь кончатся!
(Тут в комментариях писали, что «ты окружен поклонниками, а за тобой ходят гаремы девушек» — это все вранье).
Когда они кончатся, что делать?!
Я даже думал, что можно бы свой сайт попродвигать в каком-нибудь Яндекс.Директе.
Первая сложность — в том, что сайт надо продвигать так, чтобы люди на него заходили и сначала становились читателями. А уже потом — клиентами. Поэтому что «Спектатор» — нифига не «одностраничник». Скорее, наоборот, я бы назвал его многостраничником. Умирающий жанр.
Вторая сложность — в том, что я совершенно не представляю, какие это должны быть слова, чтобы на них отреагировала именно моя аудитория.
(Погуглил для смеха каких-то терапевтов по скайпу, так у них на сайте статьи, типа «вред от Твиттера». Дожили! Они бы еще про вред от компьютерных игр и сериалов писали).
Может, это глупо: пока клиенты не кончились, а я думаю, что буду делать, если они кончатся. Но надо ведь заботиться о будущем, да?
(В следующей заметке постараюсь написать «Как правильно делать планы»).
Записался на групповую терапию (у меня была только индивидуальная), буду расти над собой.
Я шутил (хотя какие тут шутки), что терапия работает с настоящим. Кроме того, терапия работает с отношениями (и только с ними).
Даже если человек рассказывает «факты из прошлого» или прикольные истории, важны не сами факты, а то, почему человек их выделил. Будь на его месте другой человек, он выделил бы другие факты.
То есть, самый правильный вопрос, когда клиент что-то рассказал — «да, это была cool story, но как ты к этому относишься?».
В рамках этой метафоры на терапии «всего-навсего» пересматриваются отношения с действительностью.