Есть прекрасный способ «борьбы» с ленью. Но он вам не понравится.
У меня был один школьный знакомый, которого я взял «на поруки». Довольно милый мальчик, умный, тихий. Учитывая, что я тогда считался ужасным хулиганом, считалось, что я его «порчу». По дому он ходил в халате, а в свободное время занимался тем, что сидел дома. Я кричал «обломовщина! обломовщина!» и тыкал в него пальцем. (Мы примерно тогда это проходили по литературе).
Потом мы поступили в один и тот же университет, но на совершенно разные факультеты и как-то перестали общаться.
Он поступил на экономический, и уже на первых курсах стал зарабатывать какие-то деньги, а на последних стал типичным капиталистом: энергичным, агрессивным, аморальным. Я смотрел на него и радовался: так быстро пройти такой большой путь, став из диванной моли бизнесменом и развив неведомые до этого качества.
Как-то он рассказал мне свой секрет (хотя я и не спрашивал), и все встало на свои места.
Однажды он задумался о смысле жизни. И понял, что смысл жизни — величие. Ход его мыслей был примерно таков (хотя я могу и приврать): людишки — серая масса. Ну, стало быть, смертные. Если я над этой массой воспарю, то я — особенный. «Вот в этом-то и смысл». Величие.
Он реально прикинул свои шансы, и решил, что самый простой способ воспарить — экономический. Тварь он дрожащая или право имеющий (Достоевского мы тоже примерно в то же время проходили) легко определить, просто заглянув в кошелек.
Смыслом его жизни стало зарабатывание денег.
Я сейчас это пишу с гордостью и совсем без иронии. Мало кто может вот так взять, задуматься и придумать себе смысл, который его устроит, да еще сделать это в самом раннем возрасте.
(Именно придумать, не то, чтобы он происходил из семьи бизнесменов и просто «пошел по стопам», нет — он совершил определенную внутреннюю работу сам).
С тех пор лень у него как рукой сняло.
Если вы хотите избавиться от лени, используйте смерть, как советчика. Но делайте это правильно. В современной культуре, испытывающей дефицит смысла, «смерть» может посоветовать только «кто не курит и не пьет, тот здоровеньким помрет», то есть «зачем это все, от смерти не убежишь».
Но, если воспринимать смерть амбивалентно, то окажется, что смерть — это огранка жизни, а конечный смысл memento mori — это даже не «успеть до смерти» (ибо дата ее неизвестна), а «не делать лишнего», не делать ничего такого, что не наполняло бы жизнь смыслом.
Таким образом, лень лечится просто: достаточно «всего-навсего» иметь смысл жизни и делать только то, что в него укладывается. А что не укладывается — то не делать!
Товарищ мой, к слову, накачал себе тело (чтобы подольше не помереть, наслаждаясь деньгами) и завел семью (чтобы было, кому деньги передать) и вообще, сделал еще много подобных вещей, которые не были направлены на зарабатывание денег напрямую, но хорошо вписывались в смысл его жизни.
Важный нюанс состоит в том, что смысл жизни должен быть ваш. Вашего авторства. И поэтому правдоподобный.
Вы, думаю, знаете эту ловушку: с самого детства вам предлагают популярные наборы смыслов, которые, к сожалению, не являются вашими. Начиная с «надо быть успешным», «надо завести семью» и подобное. Мой же товарищ, который все более и более становится выдуманной фигурой, ради того, чтобы быть хорошей иллюстрацией, был вообще чуть ли не сиротой, к тому же парнем простым, ему мало что успели навязать в виде воспитания, и смысл «главное — бабло!» придумал он себе сам.
Поэтому у него все получилось.
Для сложных людей поиск смысла можно разбить на два этапа (мы недавно вывели в разговоре с коллегой):
1. Понять, кто ты на самом деле такой.
2. Придумать, что с этим делать.
Первый пункт подразумевает в том числе избавление от некоторых социальных установок и семейных сценариев. Например, ты всю жизнь считала себя пай-девочкой потому, что за это родители хвалили, а потом ты как-то втянулась. А на самом деле оказывается, что ты — жуткая свинья, анархистка и вовсе художница. Впрочем, «и вовсе художница» — это уже второй пункт.
«Хм, мне кажется, в свете открывшихся откровений, я художница, а не бухгалтер. Ну потому что бухгалтер с такими свойствами — это вообще чорт пойми что, простите!».
Собственно, так называемая «терапия» и состоит примерно из этих двух пунктов.
Лень же и разная прочая прокрастинация — это сигнал организма, что он устал (лечится отдыхом) или не видит смысла (лечится нахождением смысла), или не верит в него (лечится нахождением вашего смысла и осознанием истинных мотивов).
Часто самый правильный ответ на лень — «да, давайте будем честны, я это дело никогда не сделаю», после чего себя можно перестать истязать. При условии, что ты действительно никогда не собирался это делать и просто морочил себе голову.
Если это «локальная» лень — скажем, я обещал сам себе делать зарядку каждый день, но «лень», то надо не поддаваться на уловки, вида «один раз пропущу, никто же не умрет!», а превращать каждый такой случай лени в разбор мотивов.
«Так, мы же договорились, что делаем зарядку не потому, что „ууу, надо бы заняться собой“, а потому, что у нас есть важные жизненные планы на 85 лет, поэтому не начинай заново, иначе мы сейчас отказ от зарядки сегодня приравняем к отказу от этих планов».
(Отдельно стоит обсудить лень, как сигнал «я устал», а так же умение планировать и расставлять приоритеты, но как-нибудь потом).