Вот, давайте я вам (как программистам) объясню проблему между физиками и мистиками.
К Насреддину в дом пришёл человек, желающий стать его учеником. В доме было холодно, и, ожидая, пока жена принесёт горячий суп, Мулла сосредоточенно дул себе на руки.Новичок, считая что каждое действие просвещённого суфия имеет скрытый смысл, спросил его, почему он это делает.
— Чтобы согреться, конечно, — ответил тот.
Вскоре им принесли трапезу, и Насреддин подул на свой суп.
— Зачем вы это делаете, Мастер? — спросил ученик.
— Для того чтобы охладить суп, конечно, — ответил Насреддин.
После этого ученик покинул дом Муллы, так как не мог доверять человеку, использующему одни и те же средства для достижения противоположных результатов.
Короче, представьте, что вы компьютер, которому надо познать самого себя.
Ну, или для простоты — компьютер, которому надо познать другой компьютер.
Он это может сделать, создавая модели, то есть, с помощью эмуляции. Он «воображает» другой компьютер внутри себя, а потом его код переводит в свой.
И, в общем-то, «все становится понятно».
Другой компьютер устроен так-то и так-то. Когда он говорит «сложить», я говорю «sum».
Все, «человек» познал «вселенную», ура!
Дальнейшая аналогия понятна? Компьютер сможет понять, как работает программа, «что она делает», а вот для чего она написана — нет, потому что «то, для чего оно было написано» — это понятия, которым обладает программист системы, а не она сама.
Если бы айфон проанализировал сам себя, то оказалось бы, что его «цель в жизни» — в ответ на раздражения (тактильные) экрана хитрым образом менять его освещенность.
Или, например, понятно, что объяснения, уровня «цель жизни — воспроизводить себя» — это подобие объяснения «айфон существует для того, чтобы заряжаться». Цель айфона — несомненно, в том, чтобы заряжаться. Вы только посмотрите, сколько времени он проводит, делая это!
Возвращаясь к метафоре. Например, почтовая программа — это программа, которая гоняет байтики и складывает их на диск. В этом ее «цель», с точки зрения ее самой. Это то, что она делает.
То, что на самом деле это — не байтики, а «письмо от бабушки» и то, что цель почтовой программы — коммуникация между людьми, она не знает. Это знают люди.
Мистики верят в мета-смысл. Потому что, если в него не верить, то физики — это набор атомов, изучающий набор атомов.
«Очень хреново быть просто набором атомов, постарайтесь этого избегать». Нет, серьезно, большинство психозов современного человека идет именно отсюда.
Умные мистики — ну, типа меня — очень любят физиков.
Например, потому, что айфоны — это круто. Круче андроидов! Хе. Хе.
Но мистики поставлены в неловкое положение: им надо объяснить то, о чем они не имеют вообще никакого понятия. И они такой бред несут! Вот за этот бред их и не любят физики.
Простой, но неправильный способ все объяснить — признать аксиому «люди созданы по образу и подобию божьему». Тогда все просто. «Бог — это просто такой большой человек». А если нет? Если аксиома неверна (а она, несомненно, неверна)?
Тогда — никак не объяснить. Айфон не знает, что такое люди. У него для этого нужных органов нет. Например, члена. Или понятий. Например, «смысл».
Айфон ничего, кроме как «люди — это то, что меня трогает, если они вообще существуют!» и сказать не может.
Вот и Бог — это такая штука, которая нас трогает.