Про игротерапию я уже писал. Она позвляет выйти на мета-уровень, решить проблемы на нем, а потом вернуться обратно.
Проблем с игротерапией две:
1. Люди не умеют играть осознанно (то есть, они не выносят ничего обратно).
2. Игра — это импровизация, чего боятся все — и терапевт и клиенты. Ну то есть вот это примитивно-психологическое «нарисуй домик, нарисуй семью, поиграй в семью» — это все схемы, чтобы избежать импровизации, а дальше что? Ну, поиграл клиент в семью один раз. Ну, сделал психолог вывод, что мама — змея. И что?
То есть, игротерапия — это очень сложно, а «игры — это серьезно».
Мы успешно осваиваем этот метод в семейных условиях, наряду с психодрамой. Психодрама — это когда я психую (психо), а жена ревет (драма).
Клиентам, понятно, игротерапию я предлагать буду не скоро, потому что смотри пункт 1 и пункт 2, но семья, особенно семья гениев, как моя — это такая экспериментальная площадка, поэтому тут самые передовые методы.
У нас есть некоторые техники, которые я нигде не встречал, потом, естественно, мне за них дадут нобелевскую премию мира в психологии.
Но расскажу о простых и понятных.
Например, ошеломляющие результаты дает игра в Minecraft всей семьей: берем три компьютера и играем в него по сети. После игры обсуждаем сессию. Или даже смотрим сны.
Так, например, Кате приснилось, что я накопал алмазов, а она взяла один и случайно «разбила или потеряла». Потом в ужасе боялась, что я ей за это сделаю.
(Алмазы — один из самых ценных ресурсов в Minecraft’е).
Или вот:
— Что ты сегодня на игровой сессии делала?
— Сад выращивала.
— Сколько это заняло?
— Почти всю игровую сессию.
— И как?
— Скучно.
— А зачем выращивала?
— Мне казалось, это моя обязанность.
— Почему?
— Потому что десять игровых сессий назад ты спросил «а что это сад никто не собирает?».
Опять-таки, если бы это был настоящий сад, но можно было как-то свалить на «в доме еды нет», а тут — игра. Тут вообще ничего не важно. Даже мои указания или просьбы.
Вчера на Глеба в игре наорал Ендерман. Это такой монстр. Ну как «наорал». Проходил мимо и издал звук. Безотносительно к ребенку. Игра так устроена, «мы-то знаем». Глеб же не знает, его это впечатлило, потому что они их боится. После игры Глеб решил нам подробно рассказать о внутреннем мире ендермена и его тонкой мотивации, и зачем тот на него наорал, о его жизни и так далее.
«Дружок, это все просто проекция, на самом деле монстру до тебя нет никакого дела!», — сказал бы какой-нибудь особо одаренный психолог на моем месте.
Я же это молча и медленно перевариваю, так как нахожусь в щекотливой ситуации: любое толкование этой проекции ребенку не нужно, а нужно его родителям. Я же, являясь его родителем, не могу вмешиваться в интерпретацию проекции, как лицо заинтересованное.
Поэтому я просто принял, что Ендерман таков. Намотал на подсознание.
Сейчас разбираем разницу между креативным режимом (в котором все есть) и режимом выживания (в котором ничего нет). Или, говоря простым языком, «халява — это скучно».