Сел я в Осознанном Состоянии смотреть новый фильм про Капитана Америку. Вернее, я был в Осознанном Состоянии, включил фильм, и тут жена спрашивает, что за гавно я смотрю.
Я же Осознанное Состояние забыл выключить, поэтому пришлось рассказать, что на самом-то деле я изучаю культуру вероятного противника, а так же вражескую пропаганду и инструменты промывания мозгов, использующие архетипичное мышление.
Мифотворчество, короче.
Смотрите сами: Капитан Америка появился, когда Америка боролась с нацизмом (т.е., метафорически, «Америка реально круто выросла во времена Второй Мировой»), Капитан имеет щит, но не имеет меча — этим показывается, что он обороняется, но сам первый тыкать своим мечом в людей никогда не лезет.
(Поэтому, кстати, Америка неуязвима для России, ибо сказано «кто с нам с мечом придет — тот от меча и погибнет», а про щит ничего не сказано).
Еще Капитан сначала умный, а потом сильный (кандидата в Капитана Америку выбирали именно так, они взяли умного и сделали его сильным, потому что наоборот — очень сложно!).
Ну, и все такое. То есть, любой сюжетный ход в этом примитивном произведении искусства прекрасен именно потому, что предельный примитивизм обнажает архетипы. «Упростим историю еще сильнее — получим и вовсе архетипичный сюжет, Библия на нас в суд подаст».
Там же — во время просмотра фильма — родилась шутка «Капитан Афро-Америка» — когда они рекрутируют афроамериканца, который никакой не супер-герой, но, обладая тем, что сделали умные белые (механические крылья) и природной грацией афроамериканцев (умением ими управлять), он почти дотягивает до сайд-кика.
Ну и понятно, что из политкорректных побуждений его надо было включить в фильм (см. «token black»).
В самом конце фильма супер-герои распределяются по крутизне: Капитан Америка дерется со своим заклятым врагом, а Капитану Афроамерике достается мелкий приспешник, «ему по силам». Всякий сверчок, шесток, и так далее.
(Заодно подумал, кто мог бы составить конкуренцию Капитану Америки с нашей стороны — видимо, Прапорщик Ватник или подобный персонаж — и какие истории рассказывали бы нам про него. Да, еще попробовал пропихнуть жене идею о том, что Капитан Очевидность — это тоже супергерой из вселенной Marvel™, но был разоблачен).
Ну и самый главный посыл фильма: свобода одного человека превыше «государственных интересов». Людям промывают мозги на тему «свобода — это хорошо», вы не поверите! Проклятые фашисты.
Короче, эти фильмы «про супергероев» так мало чем отличаются от древних мифов («и там и там есть Тор», — эту шутку нельзя было не пошутить), что это прекрасно.
Ну, и самое главное, ради чего писался пост (это все было вступление).
Капитан Америка (по сюжету, на самом деле никакого Капитана не существует) провел 50 лет во льдах, замороженный. И в фильме он составляет список — вернее, он не этим занимается в основное экранное время, просто в фильме есть маленький эпизод, в котором Капитан говорит, что составляет список того, что он пропустил, после чего ему этот негр и советует «какую-то там музыку».
Список показывают на секунду и видно, что там есть, например, «Звездные Войны» или Rocky — в общем, понятно, «та самая тупая американская культура».
Ему же советуют — и он вносит в список — саундтрек к фильму Trouble Man.
Вы знаете, что это? И я нет. Пришлось послушать — прекрасная музыка.
То есть, кто-то из создателей не поленился и послал внутри фильма такое сообщение: «чуваки, саундтрек к фильму Trouble Man — это херня уровня „Звездных войн“, почище «Фауса-Гете», да».
Это как бы намекает нам, что американская культура-мультура — это не только тупые комиксы.
Просто надо уметь составлять списки.