Очевидная мысль про игротерапию. Или не знаю, как это направление называется.
«Покажи, где тебя дядя трогал». Расстановки, Анатомический Театр, и вот это все.
Использование игр (специальных) в Духовном Росте дает хорошие результаты по одной простой причине: психотерапевты годами бьются, чтобы выделить у человека наблюдателя.
Который со стороны одергивает, да. А в игре человек изначально в мета-позиции находится. Да, он может заиграться, но партия заканчивается и даже самый увлеченный игрок скажет «так, а что я в партии сделал?».
То есть, ретроспектирует полученный опыт.
Цель же игровой техники — воткнуться в эту ретроспекцию (если не получается в реальном времени) и сказать «Вот, ты видел, что ты тут нам сыграл? Вот и в настоящей жизни ты такое же гавно».
Поэтому секрет игрового тренинга очень прост. Вернее, их два. И они просты.
Во-первых, он должен стоить достаточно много денег, чтобы к нему относились серьезно.
Во-вторых, игроки должны сформулировать цель («иметь запрос»).
То есть, мне кажется, что — в очередной раз — the medium is not the message. Если взять партию в dragon & dragons и сказать игрокам, что они тут не для того, чтобы получить удовольствие, а чтобы найти ответ на животрепещущий вопрос, после чего взять с них деньги и запереть одних в комнате, то у них все получится.
(Этот сюжетный ход сериал Community использовал два раза).
Более того, я видел групповой тренинг, где психолог собирал с людей сначала много денег, а потом собирал людей вместе, выносил четыре стула (людей меньше) и говорил, что в тренинге будут работать те люди, кто займет эти стулья (а сам садился в сторонку).
«Тут тренинг и начинался», да.
Время от времени он подкидывал гавно в вентилятор в духе «Даша, мне кажется, ты не дорожишь стулом» и на пару часов выключался.
Мне, конечно, этот третинг и психолог сразу не понравились, потому что людишек жалко.
Они так и не понимают, что стул метафоричен и готовы быть говном по-настоящему, от чего их «накрывает» еще больше.
Игры в этом вопросе как-то гуманней, да.