Для секты надо учение и лидер.
Учение формируется из двух элементов: практики и теории.
«Теория без практики мертва, практика без теории слепа», — как сказал Карл Маркс, Владимир Ленин или Александр Суворов. Так и есть: если давать только практику, то люди зададутся вопросом «мастер, а зачееем мы тут все раздеваемся?», если только теорию, то рано или поздно можно наткнуться на «красиво поешь, пророк, а делать, делать-то что?».
Теория (если взять суть) говорит о том, что можно жить без страданий, либо со страданиями, но другими, хорошими. Короче, теория говорит о том, что может быть клево и легко.
Практики состоят из упражнений, дающих краткое представление о том, каково это, когда клево и легко.
Практики показывают: «Вот смотри, тебе сейчас на минуту было в целом неплохо на пустом месте. Осилишь теорию — сможешь растягивать „клево“ подольше. Заноси в кассу!».
Практики восстанавливают («восстанавливают» — позитивно окрашенное слово, пусть будет «сдвигают») в мозгу баланс между разрушением и созиданием новых связей, в сторону увеличения разрушения.
Например, во время медитативных техник вместо сотен мыслей в голове у тебя остаются десятки, а в пиковых значениях — ноль мыслей (или вовсе отрицательная величина!).
Теории говорят «смотри, чувак, ты не парился минут десять, и никто же не помер!».
Практики разгружают мозг и становится это самое легче. А «легче» — значит «лучше».
(Вещества работают так же, поэтому эзотерически настроенные личности жрут всякое, но это плохо. Наркотикам надо говорить «нет»).
Скорее всего, механизм «много париться» действительно сделан с запасом и в нашем сахарном мире избыточен. Но это уже теория, а в теории будущей секты обоснование «хорошо и легко жить — это хорошо и легко» никому не нужно. Ну ведь хорошо и легко, чего ж тебе еще надо, доходяга.
Тем не менее, обоснование «хищники пропали, а мы до сих пор паримся, но на это раз ерунды» довольно популярное.
Третий элемент — лидер. Ну, это просто «лицо компании». Публичная пиар-фигура.
Требований тут немного: ему должно быть легко! Иногда, конечно, могут и распять, но в целом жизнь неплоха. Последователи, слава, тёлочки. Легко!
Некоторые ошибочно полагают, что для секты нужна вера в истину, какие-то доказательства своей правоты и вообще обоснования «а зачем идти за лидером»? Вышеперечисленных элементов вполне хватает для мотивации следования.
(Цель секты, помимо веселья — самовоспроизводство и охрана собственных границ, как и у любой сложной структуры, например, государства. Секта нужна, потому что нужна).
Что касается истины, то претендовать на нее, несомненно, надо! Но только потому, что это корпоративный стандарт, все так делают, и иначе — засмеют.
В мире, скажем, сто разных движений, каждое декларирует собственную монополию на истину, мол, правы только они, остальных на кол.
Если истина одна (и вообще есть), то всего одно движение право, а 99 — нет.
Отсюда — чисто математический, «статистический» вывод: для организация секты истина не нужна.
Если даже математика вас до сих пор не убедила, то для совестливых лидеров (хотя «совестливый лидер» — это оксюморон) есть отговорка: мол, я истину ищу.
Это тоже самое, что «истины у меня нет» (ищу вот!), но не так депрессивно и сближает с последователями.
Я ищу, ты ищешь, мы ищем.