Ну, теперь терапия кончилась, и про нее можно писать! (Хаха!)
Мой терапевт не очень верил в тренировки. Я, кстати, тоже. Тренировки — это когда ты себя контролируешь, пока не выдрессируешь. Ну, в духе: «увидев соседа, улыбайся, и пусть он сдохнет!». И каждый раз улыбаешься соседу. Через силу. Потом привыкнешь. Он тоже.
Тренировки, как производная от контроля и насилия (ахимса, братья!), нам, контрол-фрикам, противопоказаны. Мы и так все контролируем! (Я это называю «Нацистская республика в голове». Наверняка, многим знакомо).
Понятно, что ситуация «ну, я проконтролирую поменьше себя контролировать» ведет к «суперконтролю», что все усугубляет. («Супер» — не значит хорошо). По идее, в один прекрасный день после четырех-пяти лет терапии оно должно рассосаться само. Просыпаешься утром — а контроля нет. Гитлер умер. Скорее всего, так и бывает. Но мы не ищем легких путей и не можем ждать так долго.
Я, все-таки, пустился в суперконтроль.
У Пауло Коэльо, кстати, она из разновидностей суперконтроля называется благородным словом «сталкинг». С последующим экстерминейтингом.
Но насилие, зачистки и экстерминейтингом — не наш метод. («Неправда!», — кричат мне из зала). Ну ладно, неправда. Но там, где прямое насилие не проходит, выступает трикстер.
Одна из проблем была такой: так как я перфекционист (на самом деле не поэтому, но эта причина наиболее убедительна и общественно приемлема), я любое замечание воспринимал, как упрек в своей Безупречности (и до сих пор воспринимаю, но уже перестал таить зло). Вместо того, чтобы каждый раз успокаивать себя «ну что ты, это не упрек», я сделал ровно наоборот.
Я стал к каждой фразе другого человека добавлять «...и это упрек!». Если это близкие люди — то вслух.
Я упражнялся недели две, пока не достиг совершенства. Ну, то есть «погода сегодня хорошая, не правда ли?» — это очевидный упрек.
Погода хорошая? Хорошая. Все люди гуляют? Гуляют. А ты сидишь за компьютером, забросил семью, света белого не видишь, скоро весь в пролежнях покроешься!
Научившись превращать в упрек всё, постепенно понимаешь, что ты перегибаешь палку. После чего она перестает быть жесткой и ты можешь двигать ее туда-сюда.
И вы знаете, помогает!
Потом это вылилось в много других интересных игр, например, в конце каждого поста в блоге добавлять «...и поэтому у меня нет друзей».
Когда я рассказывал об этих веселых упражнениях терапевту, он делал такое лицо: