С момента начала психотерапии прошел год, за который я так ничего по этой теме не написал (здесь). Те, кто были подписаны на мой твиттер, наверняка с удовольствием лицезрели смешные шуточки на эту тему каждый понедельник и среду, что, конечно же, создавало полное ощущение, что мне больше нечего делать, кроме как оплачивать две сессии в неделю только для того, чтобы потроллить неизвестного мне человека.
Терапию я заканчиваю через пару сессий (Впрочем, «терапию нельзя закончить, ее можно только прекратить»).
В заключение могу сказать, что это — лучшая трата денег, которую я совершил за все время. Хотя, конечно, я слукавил. Если рассматривать соотношение цена/выгода, то колода Таро, купленная вовремя за 1000 рублей или несколько капель Lysergsäurediethylamid, или подобный токен (token is an object of value), борющийся за звание судьбоносного, легко поспорит с терапией. Потому что, все-таки, год терапии стоит ощутимых денег.
Но это как в анекдоте, когда человек после шести пирожков купил одну булочку и наелся ей — «значит, пирожки можно было не брать».
За год я слышал все варианты отговорок и все варианты мифов про терапию: «у мне все хорошо», «для этого есть же друзья», «настоящие мужики решают свои проблемы сами», «мне точно не поможет», «психолог — это такой человек который должен убедить тебя сделать то что ты думаешь, что хочешь сделать», «вдруг у меня что-то найдут и уговорят меня, что это так и есть, а я поверю», «я не знаю, о чем говорить», «Фрейд был жидом и извращенцем», «проблемы не у меня, а у нее», «это причуды богатых, типа личного педикюрщика», «терапевты говорят то, что ты хочешь слышать за твои же деньги», «вдруг терапевт меня переделает и мне не понравится», и так далее.
Все это прекрасно и является иллюстрацией собственных страхов, которые не только мешают проходить терапию, но и жить. Как распутать этот клубок — не понятно, то есть человек, например, с установкой «меня наебут за мои же деньги» никогда не пойдет на терапию, как бы это ему ни мешало жить — там ведь его наебут за его же деньги!
Или человек, находящийся на грани развода и заявляющий, что единственная его проблема на текущий момент — как поменять зимнюю резину (и в этом терапевт не поможет). Реальный случай!
(Понятно, что развод — не всегда проблема, часто он бывает благом. Точнее, «проблема вовсе не в разводе». Ну, вы понимаете).
Моей отговоркой было «так дальше жить можно». Что является противоположностью понимания «так дальше жить нельзя», ведущего к переменам. При этом какие-то перемены я себе устраивал — вот, переехал в Москву. Менял места работы и женщин, как перчатки. Пил, кололся анашой и играл в компьютерные игры. «Но всё не то».
В этом плане, конечно, внешний социальный голос «ты гениален и (хаха!) востребован, жена у тебя лучше всех, дети прекрасные, че ж тебе еще надо, ты ваще охуел?!» прекрасно спелся со внутренним. И правда, чего это я?
Но однако ж.
Короче, «терапия работает, рекомендую», что, однако, совсем не противоречит принципу «пинками под жопу в светлое будущее не загонишь».
— Сколько психологов нужно для того, чтобы поменять лампочку?
— Один, если лампочка готова меняться.