...Можно сказать, что ММО стали жертвой собственной доступности....В итоге, кстати, ММО стали любимым жанром для девочек.
...Кроме того, Facebook лучше, чем обычная западная ММО – он доступнее для новичков и у всех ваших друзей уже есть там аккаунт.
...Игроки привыкли к бесплатным сервисам и плохо понимают, почему они должны платить 50 долларов за право подписаться на платный.
«Аналитическая» статья про смерть ММО великолепна, начиная с ошибки в заголовке и заканчивая попаданием куда-то рядом с мишенью. «Не в бровь, а в пятку». Еще про такое говорят «слышал звон, но не знает нихуя», ну или как-то так.
Причин смерти ММО автор приводит три:
1) нет инноваций, везде такая же механика «как в ВоВ»
2) игры в соцсетях, как конкурент
3) модель f2p, как панацея (f2p = great success).
Первый пункт сразу же снимается, стоит посмотреть на успешные f2p проекты из третьего пункта: все они — близнецы-братья без инноваций. Видимо, f2p настолько крут, что можно выпустить любое гавно и окупиться.
(Что не помогло, например, Аллодам онлайн).
Удивительным образом, Коннан Онлайн провалился в том числе и из-за инновационного боя (который потом убрали), а Табула Раса была одной большой инновацией (в плохом смысле этого слова).
Социгры вообще тут как жопе бантик: ну да, тренд. Ну да, и в ВоВе и в фейсбуке — домохозяйки. Проблема в том, что во всех ММО, кроме ВоВ, домохозяйкам не место, ММО не «стали любимым жанром для девочек» и никогда им не были. Как и не были «доступны».
ММО — нишевый жанр и всегда им был. ВоВ в этом плане фэномен, и то только потому, что выжил за счет имени, сориентировался в ситуации и изменился (ВоВ четырехлетней давности был жутким задротством).
1) Западные ММО, сделанные «по модели ВоВа» были рискованными проектами, которые хотели сорвать тот же куш, что и ВоВ.
«Не получилось». Что и не удивительно. Но как high risk/high reward инвестиции — почему бы и нет. Понятно, что risk в головах был занижен, чисто от ослепления ВоВом, но так всегда бывает, когда есть флагман, у которого Все Получилось.
К счастью, многие из этих игр окупили разработку с продаж коробок в первый же месяц. Тоже вполне рабочая бизнес-модель, кстати. (Капитан подсказывает нам, что по этой модели работают оффлайновые игры!).
Да, проекты «провалились», потому что были вынуждены закрывать сервера и не собрали 18 миллионов подписчиков. Но не с финансовой точки зрения.
Исключая Табулу Расу, которая была вовсе не западной ММО, а разводом азиатов со стороны Гарриота (сами дураки!).
Самое смешное в современных западных ММО именно то, что они вполне себе окупались бы на 100 000 подписчиках — как и было до ВоВа, кстати — если бы изначально разрабатывались с прицелом на эту сумму, а не с целью убить ВоВ и имели бы соответствующий бюджет.
3) Модель «Free to play» работает по схеме «сделали дешевое гавно — окупили дешевое гавно с двух фанатов-долбоебов, каждый их которых занес по 100 штук баксов». Ключевое слово — «дешевое» (а не «гавно», как можно было бы подумать).
Про перевод западных проектов на f2p тоже все понятно: переводят старые проекты, которые уже окупились с коробок и с первой волны подписчиков, и переводят вместо закрытия.
Приведенная в качестве примера «Free Realms – милая ММО для детей и родителей» работает не по модели f2p, а по модели «премиум-подписка с опциями (плюс продажа валюты)»: всего за 3$ можно разлочить на месяц дополнительный конент.
F2p вообще не является азиатским изобретением, на западе это изначально называлось — вы не поверите — «shareware».
В остальном же делать полноценную дорогую «европейскую» ММО по модели f2p — безумие. Делать «революционную ММО» — безумие с точки зрения инвесторов (найдете инвестора на это — сразу обращайтесь ко мне, я знаю, как хорошо проебать эти деньги, на ВоВ не будет похоже 100%, я гарантирую это).
Как запускать ММО на западе — тоже понятно: не пытаемся убить ВоВ, адекватный бюджет, хорошая ниша, а лучше франшиза (Warhammer 4000), hype до запуска, на запуске — коробка и подписка, плюс бесплатный неограниченный по времени, но ограниченный по уровню триал (как в Warhammer Online).
Через несколько месяцев убираем обязательную подписку, делаем вместо этого покупку коробки + игру без подписки, оставляем опциональную подписку (premium), тем дуракам, которые все это время платили подписку, даем premium в двойном размере.
Даем выбор — либо premium, либо микроплатежи примерно за такой же сервис, но при этом услуги пересекаются процентов на 70. (То есть чтобы получить всё-всё-всё, надо и завести premium и добрать 30% с микроплатежей).
Еще через несколько месяцев (в идеале в тому времени должен быть готов mini-expansion) перестаем продавать коробки и пускаем всех бесплатно, но зато продаем expansion, скорее всего в виде «единичная плата за вход для всех + владельцам premium’а бесплатно».
(С expansion аналогично, продаем первые месяцы, после устаревания начинаем раздавать бесплатно).