Масару Ибука, со-основатель фирмы SONY, однажды стал папой ребенка с отставаниями в развитии. Естественно, стал искать способы помощи, то есть подошел к развитию ребенка основательно и сам. В результате это вылилось в книгу «После трех уже поздно», посвященную детскому воспитанию и развитию. (А потом еще и серии других книг на эту тему. Ибука, натурально, ушел из SONY и занялся педагогикой).
Книга старенькая (1971 год), главная мысль простая: основное обучение и закладывание основ проходит в возрасте от 9 месяцев до трех лет, при этом именно от этого обучения зависит все остальное будущее. А после трех лет — «уже поздно».
Книга здравая на все сто процентов. Даже раннее развитие рассматривается не как писькомерка родителей («а наш в три года читает!»):
Меня часто спрашивают, помогает ли раннее развитие воспитывать гениев. Я отвечаю: «Нет». Единственная цель раннего развития — дать ребенку такое образование, чтобы он имел глубокий ум и здоровое тело, сделать его смышленым и добрым....С моей точки зрения, основная цель раннего развития — это предотвратить появление несчастных детей.
Курсив мой. И даже развитие рассматривается, не как «раннее», а как своевременное: сначала автор думал, что нужно начинать со школьного возраста, но потом оказалось, что в школу дети уже приходят с разделением на умных и не очень. Поэтому автор начал копать дальше. И докопался именно до такого возраста.
Сам подход к развитию тоже вполне мягкий и адекватный:
Двух- и трехгодовалых детей часто против их воли каждый день приводят за руку на уроки скрипки к доктору Сузуки. Они с любопытством оглядываются, прыгают и резвятся в коридоре и совсем не интересуются скрипкой. Если родители пытаются заставить их учиться музыке, то все подобные попытки кончаются слезами и истериками. Дети начинают ненавидеть скрипку. Их бурная реакция объясняется тем, что в этом возрасте у них просыпается самосознание и чувство собственного «Я», которое не терпит никакого насилия.Поэтому вначале доктор Сузуки позволяет детям делать все, что они хотят, но не допускает их близко к скрипке. Очень скоро маленький ученик успокаивается и с удовольствием наблюдает, как играют другие дети. В течение двух-трех месяцев ребенок хорошо запоминает всю пьесу, которую играет его товарищ, и вот уже ему тоже хочется попробовать. Учитель ждет, чтобы нетерпение ребенка достигло апогея и только тогда дает ему первый урок. Период подготовки у всех детей разный. Самый долгий — 6 месяцев.
Вообще же книга «После трех уже поздно» — это уже классика. Скорее всего, после нее и начался бум на раннее развитие. И раннее развитие превратилось в самоцель и гонку «у кого ребенок быстрей начнет...».
Так что тем более полезно почитать эту книгу, чтобы «приобщиться к истокам».