Эволюция «Спектатора» в картинках, или «выдавливая из себя по капле дизайнера».
«Дизайн» в пошлом, то есть в самом распространенном его понимании («оформительство»), — вещь часто вредная из-за своей неуместности. Время от времени, глядя на очередной «дизайн», я вспоминаю фразу из анекдота про такси: «Вам шашечки или ехать?».
Нам, все-таки — ехать, поэтому я вовремя упустил свой шанс стать хорошим дизайнером. Зато стал хорошим гражданином, прилежным семьянином и страстным любовником. Ха-ха, про гражданина было шуткой.
Рассмотрю в качестве примера четыре базовые «мутации» «дизайна». Желающие проследить всю историю, могут пойти на Web.Archive и поискать там сначала spectator.nsk.su, потом spectator.rulez.net и потом spectator.ru
Номер один. «Шапка — это наше все». 1998-99 год.
На рисование шапки ушло несколько часов. Еще несколько часов ушло на то, чтобы сообразить, как с помощью html делаются тени. Несколько дней ушло на борьбу с Netscape Navigator’ом, чтобы он отображал все верно.
Типичные ошибки: при создании дизайна думали обо всем, кроме навигации и текста. Огромное количество пользователей так и не сообразило, что стрелочки в шапке — это не украшение. К тексту — абсолютно никакого внимания: заголовок делался просто болдовым выделением, почти полное отсутствие полей.
Технология: голимый html.
Минусы: внезапно оказалось, что кроме кнопок «вперед-назад», нужны и другие пункты в навигации. Помещены они были на первую страницу сайта, на остальных же страницах места им не нашлось.
Номер два. «Куда же деть все эти заметки?»... 1999-2000 год.
Текстовый дизайн — несомненный плюс. Все, что накопилось, пошло в правую колонку: навигация, рекомендованные ссылки и прочее. Стало понятно, что красивая шапка — это хорошо, но занимает слишком много места. Самый большой недостаток данного дизайна бросается в глаза сразу же: номера заметок справа предоставляют возможность перемещаться по заметкам только «в режиме гадания» и никак больше: номера ничего никому не говорят. Текущая заметка также никак не выделяется, главным образом потому, что я просто не мог это сделать. Ибо глуп был.
Технология: html+ssi+javascript. С помощью javascript’а, например, расставлялась ссылки на следующую-предыдущую заметки.
Минусы: непонятный список номеров слева. Совершенно ненужный и нелепый. Тем не менее, даже это неудачное решение бездарно клонировали. Чем больше было заметок, тем очевиднее становились видны недостатки данной навигации. Кроме того, внезапно пришло осознание того невероятного факта, что любимые цвета не всеми воспринимаются одинаково, и лучше всего читать черные буквы на белом фоне.
Номер три. «And here comes PHP». Что-то около 2001.
Идея автоматизации настолько понравилась (переход на SSI был вообще в свое время прорывом), что захотелось сделать «движок» сайта. Были приняты попытки выучить Perl. Не вышло. Совершенно случайно наткнулся на PHP.
Была придумана навигация «вы находитесь здесь», реализацию которой регулярно передирали. Основное меню вынесено наверх, вспомогательные вещи — в правую колонку. Опять же с помощью PHP были сделаны комментарии, кавычки «елочкой» и прочие полезные вещи.
Технология: PHP.
Минусы: красивая, но нефункциональная шапка, — во мне снова проснулся «дизайнер». Графические ушки были совершенно неинформативны и впоследствии были заменены на текстовые.
Номер четыре. Closer to perfection.
Шедевр минимализма. Графическая шапка отсутствует как класс. Шапка с верхнем меню занимают минимум места. Из графики — только иконки, остались как память. Появились «заметки по теме», хотя рубрик все еще не было, и заметки были упорядочены по номерам.
Минусы: найдите сами.
При каждой смене дизайна находилось огромное количество людей, которым старый дизайн нравился больше. И я их не виню. Текущий «дизайн» был создан за полчаса в текстовом редакторе edit+, чтобы отразить возможности нового движка, который создавался пару месяцев. Поэтому я могу только улыбнуться, когда снова слышу рассуждения на тему о хорошести или нехорошести этого дизайна.
Всё же, register/spectator это что-то вроде Man’s Health. Типа, вам там очень научно-популярно и с шутками-прибаутками объяснят, что такое постмодернизм, чем отличается копирайт от авторского права и почему Ээльмаа -- гондон. Люблю такое.
Конец цитаты.