На Runet.ru тема дня — «Авторские проекты». Взяли со мной интервью, в котором меня называют «довольно известной личностью», а «Спектатор» — одним из самых известных авторских проектов. Перепечатаю его здесь. Мои комментарии — после интервью.
Дмитрий Смирнов: «Спектатор создавался не для денег»
Успех авторских проектов Рунета не всегда легко объясним. Некоторые из них, по словам создателей, вовсе не рассчитывали на всенародное признание.
Спектатор.Ру основан в январе 1999 года. С тех пор его создатель, Дмитрий Смирнов, уже успел защитить диплом на тему интернет-журналистики и стать довольно известной личностью в Рунете.
Но вот четко сказать о том, с какой целью создавался один из самых известных сегодня авторских проектов в Рунете, Дмитрий затрудняется и по сей день.
— Дмитрий, расскажите кратко о себе.
— Я умный и красивый. Закончил журфак НГУ. Защитил диплом на тему «Авторские проекты как пример адекватной реализации свойств интернета (на материале истории российской интернет-журналистики 1995-2002 годов)».
Сейчас учусь на менеджера. В Сети позиционирую себя как специалиста по авторскому контенту и контенту вообще. В реальной жизни интересы гораздо шире.
— Откуда появилось название Спектатор.Ру?
— Загадка: что общего между spectator’ом и rambler’ом? Отгадка: так назывались журналы, выходившие в Лондоне в 18 веке.
«Spectator» вообще-то довольно «классическое» название. Издавали его в 1711-14 годах в Лондоне два веселых мужика панковского вида — Джозеф Эддисон и Ричард Стил. Формат — ежедневный листок с небольшим эссе на почти произвольную, но общественно значимую тему.
Когда надо было придумывать название, я просто взял название «Spectator» как первое, что подвернулось под руку. Подробнее я об этом писал тут.
— Расскажите историю существования проекта.
— Короткая история проекта. 27 января 1999 года я сел писать и пишу до сих пор. Старые заметки читаю с содроганием. Всего на сайте 335 заметок общим объемом в 2.5 мегабайт.
— Дайте определение Спектатор.Ру как сетевому проекту.
— Официально это называется «Pesonal Playground». Персональная игровая площадка. На нем я обкатываю технологии, набираюсь опыта и наигрываюсь по самое «не хочу». То, что это кому-то, кроме меня, нравится — побочный, но приятный эффект.
— В чем секрет успеха проекта?
— Я бы не стал называть это «успех». Скорей уж, «феноменальный успех» (Шучу). Секрет «успеха» — в контенте. «Раскруткой» я перестал заниматься очень давно. Однако более 200 человек в день ежедневно приходят только с поисковых машин. Контент раскручивает сам себя. Или, например, после публикации на сайте одного рассказа был просто бешеный всплеск активности: читатели просто передавали этот рассказ друг другу по цепочке со словами «почитай, прикольно». Если поискать в «Яндексе», то найдется порядка 40 перепечаток этого рассказа, я уже не говорю про простые ссылки.
Контент раскручивает сам себя. Никаких баннеров на Spectator.Ru вы не увидите.
— Почему людям интересно читать личное мнение одного человека?
— Спросите у них. А если серьезно, то людям интересно не просто «личное мнение одного человека». Мнение само по себе ничего не значит — зайдите на тот же ЖЖ, там этих мнений — миллион. И что?
Интересно не просто личное мнение. Мне, например, совершенно не интересно, что думает Вася Пупкин про 11 сентября. А вам? Но вот если Вася Пупкин сообщит какую-то новую для вас информацию, так еще и с авторским комментарием — тогда совсем другое дело. А просто авторское мнение по известному всем вопросу никому не интересно. Ну, если только человек не является экспертом в данном вопросе.
— Является ли «Спектатор» жалобной книгой одного человека?
— Бывало раньше и такое. Давно стараюсь отходить от этой порочной практики, чужие жалобы людям не интересны. Да и зачем жаловаться?.. В конце концов, для этого, опять же, есть ЖЖ.
— Выработался ли определенный стиль написания текстов в «Спектатор», отличающийся от вашей стилистики в других случаях?
— Официальное требование о повышении зарплаты я, конечно, буду совсем по-другому писать. То есть — да, конечно, определенный стиль выработался. Глупо было бы думать, что я умею писать только так. А я ведь еще и так умею, и этак.
— Кого вы видите своей аудиторией?
— Думающих людей, находящихся в Сети так долго, что они успели устать от анекдотов, порнографии и развлекательных сайтов. Хотя одно другому не мешает.
— Что попадает под определение авторский проект? — Процитирую самого себя:
«Авторский проект — это посещаемый сайт (или домашняя страница), полностью создаваемый и поддерживаемый усилиями одного человека, где с некоторой периодичностью появляются результаты его журналистского творчества». По крайней мере, так я написал у себя в дипломе.
— Насколько важную роль в работе над проектом играет Ваше образование?
— Очень важную. Мне все время тычут: «Дмитрий! Вы же журналист! Как вам не стыдно!». Никак мне не стыдно. А в остальном — нет, не играет это никакой роли.
— Приносит ли Спектатор.Ру деньги его автору?
— Что деньги? Тлен. Бессмертия не купишь.
И почему все спрашивают одно и то же? «Спектатор» создавался не для денег. Я ведь не спрашиваю вас: «А сколько вам приносит денег ваша любимая сиамская кошка?».
Есть тысячи способов заработать больше и быстрее, чем взваливая на себя добровольный геморрой по ведению авторского проекта.
— Никогда не было мыслей закрыть проект по какой-то причине?
— Пару раз пытался — когда не было свободного времени на написание новых материалов. Но рано или поздно свободное время находилось. И приходилось продолжать.
— Вы любите славу?
— Ощущать я начинаю славу только тогда, когда разгребаю почту за два дня. Опять же — что подразумевается под «слава»? На улицах меня, слава богу, еще в лицо не узнают. В Сети часто склоняют и так и этак. Дизайн и идеи воруют регулярно — это тоже слава? Винят часто в снобизме, дескать, «зазнался, с простыми парнями, как мы, говорить не хочет». А я все время пытаюсь объяснить, что их (вас) много, а я — один и не казенный. Отвечать на все письма и все сообщения в аське я просто не могу. Отвечаю только на то, что (на мой взгляд) этого заслуживает.
— Можете ли предположить, каким будет будущее проекта?
— Могу предположить. Но боюсь. На самом деле, планов наполеоновских на будущее нет. Деньги зарабатывать, как я уже и говорил, нужно по-другому, и глупо превращать объект для удовольствия во что-то мега-супер. Буду писать, пока пишется.