Medulla Oblongata
Рассказал сегодня Кате, что слово «мандеть» происходит от «мандибула», нижняя челюсть у позвоночных, лат.
Ну, двигать челюстью, мандеть.
Век живи — век учись!
HabitRPG
Дочитал «Сила воли. Как развить и укрепить», Келли Макгонигал и на этой волне посмотрел HabitRPG. Давно откладывал, боялся, что не понравится. Не понравилось, зря боялся!
В общем, идея «гемифицировать» выработку привычек — старая, несколько раз реализованная и, казалось бы, хорошая.
Но что-то тут не так.
Скажем, HabitRPG использует разные мотивации, в том числе — лотерею (при выполнении заданий могут быть случайные награды!), но вся эта гемификация выглядит, как «всегда можно начать принимать вещества-вызывающие-зависимость* и уменьшить количество своих проблем до одной».
* — кстати, скоро же имена наркотиков нельзя будет писать «вслух».
То есть, иными словами, «вот я все осознал и ваши задротские RPG на меня уже не действуют, решил развить себе полезные привычки, а вы мне RPG подсовываете».
У меня же уже какое-то весьма ощутимое время зреет проект по прививанию привычек — наверное, тоже социальный и, наверное, тоже с гемификацией, но совсем с другой.
Даже так: я какое-то время прививаю себе привычки и заодно пытаюсь понять, можно ли это умение как-то потом вычленить и передать.
Вот, например, Fitocracy — что-то очень близкое, но все равно «не то».
(Кстати, поверье «делай что-то 21 день подряд и это станет привычкой» — брехня, я проверял).
And now something completely different: последняя серия Community прекрасна, это которая Community S06E04.
Прям «как в старые добрые времена».
Addictive & compulsive
LinkedIn время от времени присылает письма, в духе «эти вакансии подойдут вам». Так как у меня там указан «игровой дизайн», вакансии соответствующие.
Зашел на какую-то вакансию, от игрового дизайнера теперь требуется «Direct the vision of the project with an eye towards creating addictive gameplay, strong compulsion loops and inventive social designs».
«Сompulsion loops» — новый термин, но легко догадаться, про что он: как сделать так, чтобы игрок вел себя компульсивно и не останавливался!
Компульсивность (compulsio; лат. compello, compulsum принуждать) — форма поведения, обусловленная болезнью, особенностями склада личности или сложившейся ситуацией, при которой действия, поступки возникают в связи с непреодолимыми влечениями, побуждениями и совершаются насильственно, хотя и осознаются как неправильные.
«Аддиктивность» и «компульсивность» — это не шутка и не метафоры, игры больше не доставляют истинного удовольствия, но эксплуатируют стресс.
(Это я еще про «inventive social designs» ничего не сказал!)
Вот хорошая статья, которая вообще не про игры, а про дофамин, но которая хорошо на все это дело ложится.
О, только что обнаружил, что это не «статья», а отрывок из книги «Сила воли. Как развить и укрепить», Келли Макгонигал (профессор Стенфорда). Судя по отрывку, книга прекрасная, надо читать, поставил в очередь.
Да, в свете этой заметки название книги смотрится особенно иронично: книга учит, как развить волю, от современного геймдизайнера требуется делать так, чтобы игрок терял голову и играл (а еще лучше — платил) помимо своей воли.
Меня не так давно спросили («как игрового дизайнера»), что я думаю о новых способах монетизации. Я ответил, что ничего не думаю, но занимаюсь теперь противоположным: не вгоняю людей в зависимости («addictive game» — это, оказывается, положительная характеристика!), а помогаю сделать жизнь более осознанной.
Великие игры прошлого эксплуатировали более здоровые потребности, чем отстойные игры современности, вот, собственно, и всё.
Это не старческое брюзжание, это, скажем так, «психологический факт».
Ну а мы же за здоровые потребности, да?
(Книга, похоже, очень хорошая, и не только судя по отрывку. Погуглил обзоры в интерене — например, оказывается, в книге есть про медитацию, при этом автор пишет, что у людей, которые не могут сосредоточиться во время медитации, все равно наблюдается положительный эффект практики. Ровно то, о чем я писал в предыдущей заметке).
Короче, читайте книгу, медитируйте, не приставайте ко мне с игровым дизайном!
Зачем нужна медитация
С ужасом обнаружил, что нигде нет коротких объяснений «для чайников», что такое медитация. Есть либо эзотерические обоснования «медитация помогает духовному росту», либо научные исследования, которые говорят, что «медитация меняет мозг», но не особо понятно, как это практически применять.
Цель этой заметки — рассказать человеческим языком «зачем мне сдалась медитация и что это такое?».
Вроде бы, все просто.
Садишься в удобную позу и какое-то время ни о чем не думаешь. Да, даже не думаешь о том, что надо ни о чем не думать. Повторяешь так много раз — и происходит какая-то магия в мозгу, которая даже как-то научно обоснована.
Совсем ни о чем не думать сразу не получится, поэтому есть более простые варианты — думать о чем-то одном. Если тебе говорят, о чем думать, то это направленная медитация, если ты сам концентрируешься сам, но это «медитация на что-то».
97% бросают медитацию на этапе «не получается ни о чем не думать». Вот, недавно подошла ко мне Катя и говорит «не могу медитировать, отвлекаюсь, мысли в голову так и лезут».
Я, конечно, тут же схватил палку и с криками «Так в этом же и смысл!» спокойно все объяснил.
Смысл медитации — не «сидеть и ни о чем не думать», а научиться сидеть-и-ни-о-чем-не-думать и удерживать это состояние.
Естественно, поначалу будет ничего не получаться, и чем больше там «бардак», тем сильнее. Но это не значит, что медитация «не получается». Просто она тяжело получается.
Чем тебе сложнее не отвлекаться, тем лучше эффект. Если в тебе 100 кг, то первые килограммы сбрасывать проще. Ну, есть известная шутка про какого-то гуру:
— Надо медитировать по 15 минут в день.
— А если нет времени, гуру?
— Тогда час.
Шутка, как легко догадаться, в том, что если вы суетливы и не можете выделить 15 минут, то вам медитация особенно показана.
Картинка для разбавления текста:
Вы уже поняли полезное применение медитации, да?
Она учит умению «не думать». И не думать о том, что надо не думать! Ну, вы знаете эту притчу, когда человеку говорят «Не думай про белых обезьян» — и он тут же начинает думать о них. Медитация же учит «по-настоящему» не думать.
Этого многим не хватает в нормальной жизни.
Тяжело засыпаете, мысли лезут в голову? Это умение тут поможет.
Мысли лезут в голову, когда не спите? Тоже поможет.
Во время секса думаете о Фрейде, а не о партнере/партнерше? И тут поможет.
В статье даже написано, что медитация помогает от депрессий, что тоже понятно — ты просто отвлекаешься от того, что тебе тяжело и идешь получать удовольствие от жизни! (Это, конечно, большая натяжка, на самом деле для депрессий характерен (см. Лэнгле Альфрид, «Экзистенциальный анализ депрессии») порочный круг, вида «мне плохо, я не могу ничего делать, за что ругаю себя, и мне еще хуже», а медитация помогает этот круг если не разорвать, то здорово потрепать).
Про суетливость я писал выше: если выкинуть все мысли, то поводов для суеты не остается, а после медитации мысли возвращаются не все сразу, так что есть время от них отдохнуть в так называемом «медитативном состоянии». Кроме того, 15 минут сидеть и ничего не делать — лучшее лекарство от суеты, когда хочется успеть сделать все и сразу.
Отсюда же понятен второй полезный эффект от медитации, который наступает тогда, когда вы уже чуть-чуть научились «не думать». Он состоит в том, что мозг тупо разгружается и отдыхает.
Например, мне не дается power nap (это когда ты дремлешь 20 минут), но 20 минут медитации дают похожий эффект: заряжают бодростью, если ты не выспался.
Итого: медитация — это простая практика («упражнение») для головы, которая учит переключению («не думать о»), фокусировке («думать только о») и отдыху («ни о чем не думать»).