терапия
Сейчас этот блог в основном про психотерапию.
как правильно
Слушайте меня, я вас научу правильно жить.
психология
Буржуазная лже-наука, пытающаяся выявить закономерности в людях.
практика
Случаи и выводы из психотерапевтической практики.
кино
Фильмы и сериалы.
книги
Это как кино, но только на бумаге.
nutshells
«В двух словах», обо всем.
дорогой дневник
Записи из жизни (скорее всего, не интересные).
беллетристика
Мои литературные произведения и идеи.
духовный рост
Когда физический рост кончается, начинается этот.
дивинация
Как предсказывать будущее.
половой вопрос
Про секс и сексуальность.
магия
«Магическое — другое название психического».
Карл Юнг
игровой дизайн
Раньше я делал игры.
игры
Компьютерные игры.
язык
Лингвистические наблюдения.
людишки
Уменьшительно-ласкательно и с любовью.
культ личности
Про великих людей (то есть, в основном про меня).
религия
Опиум для народа
hwyd
Уникальная Система Прививания Привычек.
я
заяижопа
идеи
блоги
spectator.ru
дети
wow
вебдев
музыка
контент
программирование
дейтинг
диалоги
яндекс
кулинария
coub
fitness
символы
йога
шаманизм
tiny
backward2 forward3
 

Это убьет то?

16 лет назад в категории интернет

Disclaimer: Откуда взялся этот текст. Конечно же, рукопись. Найденная в Сарагосе. Автор утерян в глубине веков.

Если честно, то аналитика — не мой жанр. Не потому, что мозгов не хватает, а потому, что писать аналитику тяжело (смайлик). Чтобы написать хорошую аналитическую статью, нужно а) понимать, о чем пишешь б) испытывать интерес к теме, ну и в) иметь желание написать.

Что же касается следующего текста, то нам надо было написать «аналитическую статью» для зачета по «специализации». Тему выбрал не я, поэтому пункты б) и в) тут не применимы. В общем, встречайте — статья, борющаяся за звание аналитической.

Мне самому она не нравится. Если что.

Это убьет то?


У Платона в конце диалога «Федр» есть такой пример: Гермес, предполагаемый изобретатель письменности, демонстрирует фараону Таммузу изобретение, которое позволит людям помнить то, что иначе пропадет в забвении. Фараон не рад и говорит: «Хитроумный Тот! Память -- дивный дар, ее надо постоянно поддерживать. Из-за твоего изобретения у людей испортится память. Они будут вспоминать не благодаря внутреннему усилию, а благодаря внешней поддержке». Согласимся с этим фараоном. Письмо, как всякая новая техническая поддержка, ослабляет силу человека. Так, автомобиль вредит способности ходить. Письмо опасно, потому что ослабляет силу ума, предлагая людям окаменевшую душу, карикатуру на ум, минеральную память. Платон, конечно, иронизирует. Он приводит аргумент против письма, но вкладывает его в уста Сократа, который ничего не писал. Именно поскольку он не публиковался, Сократ потерпел поражение -- в академическом плане. В наше время никто из-за письма не волнуется по двум простым причинам.
Во-первых, мы знаем, что книга -- это не способ присвоить чужой ум, наоборот, книги -- машины для провоцирования собственных новых мыслей, и только благодаря изобретению письма есть возможность сберечь такой шедевр спонтанной памяти, как «В поисках утраченного времени» Пруста. Во-вторых, если когда-то память тренировали, чтобы держать в ней факты, то после изобретения письма ее стали тренировать, чтобы держать в ней книги. Книги закаляют память, а не убаюкивают ее. Фараон выразил исконный страх -- страх, что новая техника отменит или разрушит нечто хорошее, плодоносное, самоценное и духовное. Фараон будто бы показал сначала на письмена, а затем на идеальный символ человеческой памяти и сказал: «Это (то есть письмена) убьет то (то есть память)». В «Соборе парижской богоматери» Гюго Клод Фролло показывает сначала на книгу (книги только начали печатать в то время), потом на свой собор и говорит: «Это убьет то».

Умберто Эко, «От интернета к Гутенбергу»

Вот уже два с половиной года в России — именно столько времени прошло с появления Газеты.ру — первого серьезного электронного СМИ — интернет можно рассматривать, как еще один из способов представления информационного продукта, наравне (ну или почти наравне) с радио, телевидением и печатными изданиями.

Вполне логичный вопрос, возникающий всякий раз, когда мы видим что-то новое и очень перспективное — а очередная ли это революция? Не заменит ли эта новая и более прогрессивная вещь то, что было до нее и выполняло те же функции? Поэтому вопрос «Заменят ли электронные СМИ радио, газеты или даже телевидение?» является вполне правомерным и актуальным.

Особенности каждого из способов представления информационного продукта детерминируется технологией. Возьмем, к примеру, печатное СМИ — газету — и рассмотрим ее свойства. Прежде всего — периодичность. Технологический цикл производства и распространения газеты таков, что максимум, которого можно достичь — это ежедневность. Событие, которое произойдет через час после выпуска газеты, получит свое освещение только через сутки. Газету — потому, что она имеет физическую форму, можно отложить, перечитать, вырезать из нее понравившийся материал. Если сравнивать печать и телевидение, у второго — явное преимущество в оперативности (опять же из-за особенностей технологии), благодаря видеоряду — преимущество в освещении ярких событий и создании «эффекта присутствия». Печатные же СМИ лучше справляются, например, с аналитическими материалами.

Все различия между телевизионной и печатной журналистикой продиктованы технологией. От нее зависит даже экономическая модель СМИ. Телевидение не потому бесплатно (вернее, «условно-бесплатно»), что какие-то добрые дяди так захотели, а потому, что технология массового вещания просто физически не позволяет брать с конечного пользователя деньги. (То же спутниковое или кабельное ТВ позволяет с легкостью реализовать сбор денег благодаря тому, что требует специального оборудования или подключения).

Точно так же — и особенности онлайновых СМИ зависят от свойств интернета. Давайте их рассмотрим. (Скажу сразу — мы будем рассматривать только «чисто онлайновые» СМИ, а не электронные версии печатных изданий, потому что в таком случае вопрос заменят ли электронные СМИ традиционные, будет не совсем корректен). Такое качество, как периодичность, в интернете сложно поддается определению. Если в случае с газетой периодичность определяется по факту выхода очередного номера, а в случае с ТВ — по факту выхода программы в эфир, то сайт интернет-СМИ существует 24 часа в сутки и появление его на ваших мониторах зависит только от вашего желания. Что же касается частоты и скорости предоставления новой информации, то она, в отличие от традиционных СМИ, не зависит от периодичности (вследствие неприменимости самого понятия «периодичность» в полной мере) и поэтому очень велика. Для того чтобы новый материал появился на сайте, нет никакой необходимости ждать «следующего номера». Поэтому электронные СМИ представляют собой непрерывную ленту новостей, не останавливающуюся ни днем, ни (в идеале) ночью.

Следующий признак — это «текстуальность», которая ставит онлайновые СМИ наравне с печатными (и противопоставляет ТВ). Материалы на сайтах представлены в виде текстов со всеми характерными особенностями.

(Впрочем, уже давно слышны разговоры, что когда в Сеть можно будет транслировать видео в режиме реального времени, верней, когда каждый сможет принимать его (транслировать возможно уже сейчас), интернет заменит телевидение. Разумеется, это так. Если в каждый пользователь сети сможет видеть видео, то это будет то же телевидение, просто транслируемое с помощью другого технического средства, и никакой «замены» в данном случае не будет. Однако для того, чтобы это произошло, необходимо, чтобы пропускная способность интернета была на несколько порядков выше. Принцип бритвы Оккама гласит: «не надо плодить сущности сверх необходимого». Зачем транслировать видео с помощью сети, когда уже есть способ значительно дешевле и проще?..)

Итак, все-таки материалы на сайтах представлены в виде текстов с фотографиями, но «текстуальность» СМИ это еще и «гипертекстуальность» — благодаря тому, что сайт существует постоянно, материалы на нем никуда не исчезают, а уходят в архив, где они всегда так же доступны, как и обычные материалы. Именно поэтому (и еще потому, что гипертекст — основа построения интернета) существует возможность в каждом материале сослаться на предыдущий материал (или материалы) по теме, существует возможность проследить развитие какой-либо темы с ее начала до логического конца — возможность, которая с помощью тех же печатных СМИ не столь доступна — только если вы не пойдете в библиотеку и не начнете поднимать там архивы.

Текстуальность роднит электронные СМИ с печатными, а следующее качество — с телевидением. Это — доступность и бесплатность. «Ареал» того или иного печатного СМИ зависит от тиража и службы доставки, телевизионного СМИ — от зоны приема, а электронного — покрывает всю планету. Как и ТВ, онлайновые СМИ бесплатны для конечного пользователя и живут за счет рекламы.

Кроме доступности архивов, в интернете возможность выбрать несколько электронных СМИ и сравнить их быстрее и проще, чем в случае с другими СМИ.

Из-за невероятного потока информации, сетевые пользователи читают совсем по-другому, чем «обычные» люди. Джекоб Нельсен, специалист по Сетевой эргономике (Web usability), в своей статье «Как люди читают в Сети» (Jakob Nielsen «How Users Read on the Web») приводит пишет следующее: «Люди редко читают текст по словам; вместо этого, они сканируют страницу, выхватывая отдельные слова и фразы. Как показывают исследования, проведенные Джоном Морксом (John Morkes) и мною, 79% процентов участников теста сканируют любую новую страницу, и только 16% читают слово за словом».

Августовские события 2000 года, когда горела Останкинская телебашня, показали, что интернет-СМИ, с их новостийностью, частотой обновления информации и доступностью — это альтернатива скорей телевидению, чем печатным СМИ. Когда горела башня, количество посетителей онлайновых СМИ выросло в два-три раза. А слышали ли вы о том, что газет в те дни стали продавать в два раза больше? Нет.

Тем не менее, онлайновые СМИ не заменят ТВ по одной простой причине. Умберто Эко в своей статье «От интернета к Гутенбергу» выделяет два типа восприятия информации — визуальный и вербальный. Вербальный — это печать и интернет, визуальный — это ТВ:

«Часто мне думается, что наши общества в скором времени расщепятся (или уже расщепились) на два класса: те, кто смотрит только ТВ, то есть получает готовые образы и готовые суждения о мире, без права критического отбора получаемой информации, — и те, кто смотрит на экран компьютера, кто способен отбирать и обрабатывать информацию. Тем самым восстановится разделение культур, существовавшее во времена Клода Фролло, между теми, кто был способен читать рукописи и, значит, критически осмысливать религиозные, научные или философские вопросы, и теми, кто воспитывался исключительно посредством образов в соборе, отобранных и обработанных их творцами — олитературенным меньшинством.
Тема для научного фантаста: будущий мир, в котором пролетарское большинство пользуется только зрительной коммуникацией, а планируется эта коммуникация компьютерно-литературной элитой.»

Так же в этой статье Эко рассуждает о том, заменит ли интернет книги, и приходит к выводу — нет, не заменит. Выделяя два типа книг — «Книги делятся на читаемые и справочные», Эко пишет, что справочные, безусловно, будут заменены более мобильными и современными аналогами, но что касается книг для чтения, а что касается книг для чтения, то они продолжат свое существование. Фотография не убила живопись, наоборот — «сняла» с нее некоторые «лишние» функции (например, когда еще не было фотографии, для запечатления преступников приглашались портретисты), освободив ее там самым для дальнейшего развития.

Одним из свойств печатных СМИ является вещественность. Утром за чашкой кофе приятно прочитать свежую газету, а не смотреть в монитор. Вообще, вещественность яро отрицается сторонниками господства электронных СМИ, дескать, главное — функциональность, а электронные СМИ функциональней. Однако, отрицать вещественность глупо. Человек, когда ему предложат сесть, выберет мягкий кожаный диван, а не деревянный стул именно из-за вещественности.

А глянцевые журналы? О жизни кинозвезд можно узнать и по телевизору, но глянцевые журналы покупаются именно из-за «вещественности» — чтобы подержать в руках, понюхать их «глянцевый» запах, посмотреть на сочные фотографии.

Вообще, во всех этих разговорах об интернете и «виртуальной реальности» слишком много отрицания телесности, причем совершенно необоснованного. Ну ладно, «виртуальная реальность», а тело-то, куда прикажете девать?..

То же самое — с отрицанием права на вещественность.

Подводя итог, можно сказать, что три типа СМИ — печатные, электронные и телевидение — обладают разными признаками и свойствами, порой пересекающимися, не являются полными аналогами друг друга, поэтому заменены друг другом не будут. «Конфликты», если можно так выразится, будут происходить в точках соприкосновения, например, ТВ и интернет будут «конкурировать» в оперативности освещения новостей, но, тем не менее, интернет никогда не заменит ТВ.

Каждый из типов СМИ будет «использован» вами тогда и там, где вам будут нужны его характерные качества. Где вы будете смотреть репортаж с олимпиады? По ТВ. Куда вы полезете узнавать курс доллара? В интернет. Где вы будете читать толковую аналитику? В журнале «Деньги». Каждый из типов СМИ будет «использован» вами в зависимости от того, как вы воспринимаете информацию. Если вы «Image-oriented» и(или) любите «готовое», для вас — телевизор, если вы любите «добывать» информацию сами — интернет.

Забыли разве что только про радио. А оно тоже никуда не денется. Это в России оно в упадке, если верить сайту о рекламе creatiff.ru (а не верить ему нет причин), то «доля радиобюджетов в России — 4% по сравнению с 11% в США. И причина этого весьма материальная... ...все упирается в количество автомобилей. Их у нас 20 млн. штук — примерно 125 машин на 1000 человек. В Европе — 250, в США — 500 машин на 1000 человек. И все они, европейцы и американцы, по утрам стоят в огромных пробках на въездах в крупные города. Кажется, они гораздо более стоически относятся к пробкам, чем мы. Стараются расслабиться и слушают радио».

Действительно, радио — это СМИ для автомобилистов. Когда ты за рулем, а свободны лишь уши, ... Думаю, нет смысла говорить о том, что интернет заменит радио.

Итак — ничто ничего не заменит. Да, несколько сместится баланс, потому что на рынке СМИ появится новые игроки. Но не более того. Интернет не универсален, чтобы заменить что-то, наоборот — он достаточно уникален, чтобы создать и занять новую нишу.

0