терапия
Сейчас этот блог в основном про психотерапию.
как правильно
Слушайте меня, я вас научу правильно жить.
психология
Буржуазная лже-наука, пытающаяся выявить закономерности в людях.
практика
Случаи и выводы из психотерапевтической практики.
кино
Фильмы и сериалы.
книги
Это как кино, но только на бумаге.
nutshells
«В двух словах», обо всем.
дорогой дневник
Записи из жизни (скорее всего, не интересные).
беллетристика
Мои литературные произведения и идеи.
духовный рост
Когда физический рост кончается, начинается этот.
дивинация
Как предсказывать будущее.
половой вопрос
Про секс и сексуальность.
заяижопа
Творческий дуэт с моей женой.
магия
«Магическое — другое название психического».
Карл Юнг
игровой дизайн
Раньше я делал игры.
игры
Компьютерные игры.
язык
Слова там всякие.
людишки
Уменьшительно-ласкательно и с любовью.
культ личности
Про великих людей (то есть, в основном про меня).
hwyd
Уникальная Система Прививания Привычек.
буклет
я
идеи
блоги
spectator.ru
дети
wow
вебдев
музыка
контент
программирование
религия
дейтинг
диалоги
яндекс
кулинария
coub
fitness
символы
йога
шаманизм
tiny
ребенок

Человек для себя

9 лет назад в категории книги

Читаю Фромма. Он, хоть и неофрейдист, но сразу много где резонирует. Например, с Юнгом («неврозы следует объяснять как особую форму религии») и экзистенциалистами. Ниже приведена цитата, которая это показывает.

Википедия говорит, что именно он придумал мем «общество потребления», ну и вообще, он, как фрейдомарксист (есть и такие, да), очень хорошо и убедительно всю эту демократию обкладывает мужскими половыми огранами.

Его «Бегство от свободы» надо вообще читать всем, «очень актуально в свете последних политических событий».

Я хотел бы при этом отметить, что все множество духовных устремлений человека, которые рассматриваются как сугубо светские, мирские, на деле коренятся в той же самой потребности, что и различные религиозные и философские системы. Что наблюдается, например, в наше время? Миллионы людей поклоняются успеху или престижу. Мы видели и все еще видим в некоторых обществах фанатическую приверженность диктаторским режимам. Мы поражаемся тому, что человеком порой владеют страсти, по своей силе превосходящие даже инстинкт самосохранения. Мы легко обманываемся мирским содержанием всех этих целей и истолковываем их как следствие сексуальных или других квазибиологических потребностей. Но разве не очевидно, что фанатизм, с которым преследуются эти цели, подобен религиозному фанатизму; что все эти секуляризованные системы ориентации и поклонения различаются только содержанием, но не основным запросом, на который они и пытаются давать каждая свой ответ? В нашей культуре картина особенно обманчива, поскольку большинство хотя и «верят» в монотеизм, но в действительности объектом их поклонения оказываются системы, близкие к тотемизму, или даже идолопоклонство, а не существующие формы христианства.

Но мы должны сделать следующий шаг. Понимание «религиозной» природы общественно признаваемых мирских стремлений – ключ к пониманию неврозов и иррациональных побуждений. Последние необходимо рассматривать как ответы – индивидуальные ответы – на запросы человека об ориентации и поклонении. К примеру, человек, жизненный опыт которого обусловлен его «привязанностью к семье» и который не в состоянии совершать независимые, самостоятельные поступки, по существу является приверженцем древнего культа предков, и единственное, что отличает его от миллионов других почитателей культа, – это то, что его система взглядов – его личная система, а не социально‑культурный шаблон. Фрейд, установив связь между религиозностью и неврозами, объяснял религию как форму неврозов, мы же полагаем, что неврозы следует объяснять как особую форму религии и что они отличаются в основном своими индивидуальными, нетипическими характеристиками. Вывод, к которому мы приходим относительно общей проблемы человеческой мотивации, заключается в том, что в то время как потребность в системе ориентации и поклонения является общей всем людям, конкретное содержание таких систем различается. Различия в них определяются различиями в ценностях. Так, зрелый, продуктивный, рациональный человек будет стремиться к выбору такой системы, которая позволит ему быть зрелым, продуктивным, рациональным. Человек, задержавшийся в своем развитии, вынужден возвратиться к примитивным и иррациональным системам, которые, в свою очередь, еще более усиливают его зависимость и иррациональность. Он будет оставаться на уровне, который человечество, в лице своих лучших представителей, преодолело уже тысячелетия назад.

Поскольку потребность в системе ориентации и поклонения есть неотъемлемая часть человеческого существования, становится понятной и глубина этой потребности. В самом деле, нет иного, более сильного, источника человеческой энергии. Человек не свободен в вы боре, иметь или не иметь ему «идеалы», но он свободен в выборе между разными идеалами: поклоняться ли разрушительным силам или разуму и любви. Все люди «идеалисты» и стремятся к чему‑то большему, чем достижение физического удовлетворения. Они отличаются теми идеалами, в которые верят. Самые лучшие, но и самые сатанинские проявления человека – это выражение не его плоти, но «идеализма» его духа. Поэтому когда говорят, что иметь идеалы или религиозные чувства ценно само по себе, – это небезопасно, да и ошибочно. Мы должны рассматривать идеалы, включая и светские идеологии, как выражение все той же неискоренимой человеческой потребности, и оценивать их с точки зрения их адекватности и того, в какой степени они являются для человека «путеводной звездой» в деле реализации им своих сил, а также с точки зрения того, насколько они действительно являются ответом на человеческую потребность обретения гармонии с миром. И, повторяю, понимание человеческих мотиваций должно вытекать из понимания общей характеристики смысла человеческого существования, то есть проблемы человеческого существования в целом.

Эрих Фромм, «Человек для себя»

0

Как и почему не работает терапия

9 лет назад в категориях терапия как правильно

Чтобы понять, как не работает терапия, надо сначала понять, как она работает!

Я буду предельно упрощать, стараясь при этом особо не грешить против истины.

1. Вы приходите к терапевту и начинаете говорить.

2. Время от времени терапевт прерывает вас — на самом деле не прерывает, а очень вовремя дает обратную связь, в духе «то, что вы сейчас рассказали, очень похоже на...». Это называется «интерпретация».

3. Время от времени вы на эти реплики терапевта реагируете в духе «ммм, надо же, никогда об этом не задумывался!». И задумываетесь. Иногда даже бывает инсайт.

Инсайт выглядит вот так:

На этом многие (старые) школы терапии останавливаются. И говорят «цель терапии — инсайт», то есть, понимание того, какой ты на самом деле и зачем ты делаешь то-то и то-то.

Более того, некоторые школы останавливаются еще раньше и говорят «цель терапии — интерпретации». А инсайт — на совести клиента. Если он не понял интерпретацию — то ничего не поделать, ты же не можешь понять ее за клиента!

Именно интерпретациями печально, вплоть до анекдотов, знаменит Фрейд: тем, что он (якобы) говорил «ну, все понятно, ты хочешь трахнуть собственную маму».

После особо удачной интерпретации, которая нравилась ему, он вытаскивал «победную сигару» и раскуривал ее, напыщенный мудак (это уже не анекдот, а правда).

Многие до сих пор воспринимают терапевтов, как таких специальных людей, которые дают диагнозы-интерпретации, но это устарело примерно на век.

4. Когда/если вы совсем-совсем подружитесь с терапевтом, можно будет задуматься и о вовсе страшных вещах.

Установление хороших отношений с терапевтом — это уже следующий шаг, который делают всякие гуманистические и клиенто-оринтированные школы, фрейдисты старались быть предельно отстраненными, даже на кушетку клали их лицом от себя. Разговоры о вовсе страшных вещах — фирменная карточка экзистенциальной терапии (которая, впрочем, тут не останавливается, а идет дальше).

5. Часто, когда осознаешь страшные вещи, выходит напряжение, которое сидело годами. Некоторые школы останавливаются тут и говорят, что цель терапии — снятия напряжения (например, телесно-ориентированная терапия, которая снимает напряжение в теле и разный прочий гештальт, который снимает напряжение от незакрытых гештальтов. Это профанское понимание, но каждый второй гештальт-терапевт — профан).

6. Ну и, наконец, самый главный пункт — после того, как ты «все понял», надо что-то делать! Вот это «что-то делать» и есть конечный результат терапии. Не интерпретации. От того, что терапевт «объяснит» ваше поведение, ничего не изменится. Не инсайты — от того, что вы что-то поняли, тоже ничего не изменится. Конкретные действия — именно они дают результат (удивительно, да?).

Эти действия совершаете вы. Принимаете решение, совершать эти действия или нет, тоже вы. После терапии вы принимаете эти решения максимально осознанно.

Здесь часто кроется ответ на вопрос «а какие есть гарантии, что терапия поможет?». А никаких гарантий нет. Вы всегда можете выбрать опцию «ничего не делать».

Одна девушка (пример выдуманный) пошла на терапию (не ко мне). После нескольких сессий она с удивлением сказала «ты знаешь, а я не хочу меняться». При этом, естественно, «терапевт не помог». К счастью, терапию она тут же бросила, видимо, заподозрив, что без изменений терапия не работает!

Роджерс (в книге «Консультирование и психотерапия») описывал несколько случаев не работающей терапии, например, когда подросток из уголовной среды «все осознал», но, вернувшись в среду, просто принял решение оставить все, как есть.

Все более-менее приличные терапевты, по крайней мере, все мои любимые, говорят, что конечная цель терапии именно в этом — побудить клиента на изменения, а все предыдущее, типа инсайта или облегчения, являются просто неизбежными предварительными шагами.

Некоторые особо умные школы, типа когнитивных или директивных психотерапевтов, думают, что все шаги можно пропустить и просто говорить клиенту, что делать и как правильно думать! Выглядит это примерно так:

Тут некоторые говорят, что терапия — это «просто разговоры». Это правда, терапия — это действительно разговорный жанр.

Терапия — это разговоры, которые приводят к изменениям, которые вы сами осознанно выбрали.

(Разговоры, которые приводят к изменениям, которые выбрали не вы — это «пропаганда». Разговоры, которые приводят к временному облегчению — это «с друзьями водку попить». Разговоры, которые ни к чему не приводят — это ... Ну и так далее, можете продолжить сами. Например, разговоры, записанные на бумаге, называются «литературой»).

Если вам кажется, что в жизни нет изменений и все идет по кругу, то первое осознанное изменение, которое можно сделать самому — это записаться на терапию.

0

Как бороться с ленью

9 лет назад в категории как правильно

Есть прекрасный способ «борьбы» с ленью. Но он вам не понравится.

У меня был один школьный знакомый, которого я взял «на поруки». Довольно милый мальчик, умный, тихий. Учитывая, что я тогда считался ужасным хулиганом, считалось, что я его «порчу». По дому он ходил в халате, а в свободное время занимался тем, что сидел дома. Я кричал «обломовщина! обломовщина!» и тыкал в него пальцем. (Мы примерно тогда это проходили по литературе).

Потом мы поступили в один и тот же университет, но на совершенно разные факультеты и как-то перестали общаться.

Он поступил на экономический, и уже на первых курсах стал зарабатывать какие-то деньги, а на последних стал типичным капиталистом: энергичным, агрессивным, аморальным. Я смотрел на него и радовался: так быстро пройти такой большой путь, став из диванной моли бизнесменом и развив неведомые до этого качества.

Как-то он рассказал мне свой секрет (хотя я и не спрашивал), и все встало на свои места.

Однажды он задумался о смысле жизни. И понял, что смысл жизни — величие. Ход его мыслей был примерно таков (хотя я могу и приврать): людишки — серая масса. Ну, стало быть, смертные. Если я над этой массой воспарю, то я — особенный. «Вот в этом-то и смысл». Величие.

Он реально прикинул свои шансы, и решил, что самый простой способ воспарить — экономический. Тварь он дрожащая или право имеющий (Достоевского мы тоже примерно в то же время проходили) легко определить, просто заглянув в кошелек.

Смыслом его жизни стало зарабатывание денег.

Я сейчас это пишу с гордостью и совсем без иронии. Мало кто может вот так взять, задуматься и придумать себе смысл, который его устроит, да еще сделать это в самом раннем возрасте.

(Именно придумать, не то, чтобы он происходил из семьи бизнесменов и просто «пошел по стопам», нет — он совершил определенную внутреннюю работу сам).

С тех пор лень у него как рукой сняло.

Если вы хотите избавиться от лени, используйте смерть, как советчика. Но делайте это правильно. В современной культуре, испытывающей дефицит смысла, «смерть» может посоветовать только «кто не курит и не пьет, тот здоровеньким помрет», то есть «зачем это все, от смерти не убежишь».

Но, если воспринимать смерть амбивалентно, то окажется, что смерть — это огранка жизни, а конечный смысл memento mori — это даже не «успеть до смерти» (ибо дата ее неизвестна), а «не делать лишнего», не делать ничего такого, что не наполняло бы жизнь смыслом.

Таким образом, лень лечится просто: достаточно «всего-навсего» иметь смысл жизни и делать только то, что в него укладывается. А что не укладывается — то не делать!

Товарищ мой, к слову, накачал себе тело (чтобы подольше не помереть, наслаждаясь деньгами) и завел семью (чтобы было, кому деньги передать) и вообще, сделал еще много подобных вещей, которые не были направлены на зарабатывание денег напрямую, но хорошо вписывались в смысл его жизни.

Важный нюанс состоит в том, что смысл жизни должен быть ваш. Вашего авторства. И поэтому правдоподобный.

Вы, думаю, знаете эту ловушку: с самого детства вам предлагают популярные наборы смыслов, которые, к сожалению, не являются вашими. Начиная с «надо быть успешным», «надо завести семью» и подобное. Мой же товарищ, который все более и более становится выдуманной фигурой, ради того, чтобы быть хорошей иллюстрацией, был вообще чуть ли не сиротой, к тому же парнем простым, ему мало что успели навязать в виде воспитания, и смысл «главное — бабло!» придумал он себе сам.

Поэтому у него все получилось.

Для сложных людей поиск смысла можно разбить на два этапа (мы недавно вывели в разговоре с коллегой):

1. Понять, кто ты на самом деле такой.
2. Придумать, что с этим делать.

Первый пункт подразумевает в том числе избавление от некоторых социальных установок и семейных сценариев. Например, ты всю жизнь считала себя пай-девочкой потому, что за это родители хвалили, а потом ты как-то втянулась. А на самом деле оказывается, что ты — жуткая свинья, анархистка и вовсе художница. Впрочем, «и вовсе художница» — это уже второй пункт.

«Хм, мне кажется, в свете открывшихся откровений, я художница, а не бухгалтер. Ну потому что бухгалтер с такими свойствами — это вообще чорт пойми что, простите!».

Собственно, так называемая «терапия» и состоит примерно из этих двух пунктов.

Лень же и разная прочая прокрастинация — это сигнал организма, что он устал (лечится отдыхом) или не видит смысла (лечится нахождением смысла), или не верит в него (лечится нахождением вашего смысла и осознанием истинных мотивов).

Часто самый правильный ответ на лень — «да, давайте будем честны, я это дело никогда не сделаю», после чего себя можно перестать истязать. При условии, что ты действительно никогда не собирался это делать и просто морочил себе голову.

Если это «локальная» лень — скажем, я обещал сам себе делать зарядку каждый день, но «лень», то надо не поддаваться на уловки, вида «один раз пропущу, никто же не умрет!», а превращать каждый такой случай лени в разбор мотивов.

«Так, мы же договорились, что делаем зарядку не потому, что ууу, надо бы заняться собой“, а потому, что у нас есть важные жизненные планы на 85 лет, поэтому не начинай заново, иначе мы сейчас отказ от зарядки сегодня приравняем к отказу от этих планов».

(Отдельно стоит обсудить лень, как сигнал «я устал», а так же умение планировать и расставлять приоритеты, но как-нибудь потом).

0

Free as in free beer

9 лет назад в категории практика

Тут коллеги предлагают формат, типа «первая консультация бесплатно». Не могу его одобрить, ибо халява развращает. Кто же на халяву работать будет? Это включая клиентов, да.

Если хочется бесплатно давать консультацию, то лучше это делать в формате «вторая консультация — бесплатно!».

Правильное геймдизайнерское решение.

Разница, думаю, очевидна.

0
Мой «Курс реабилитации людей с техническим образованием».

As seen on TV

Вчера случилась самая большая лажа в моей терапевтической жизни. Вместо «на предыдущей сессии (мы обсуждали)» я сказал клиенту «в предыдущей серии». И уже сутки переживаю по этому поводу. (еще 193 слова)

Lying on the couch

Да, забыл написать шутку. Книга Ялома «Lying on the couch» («Лжец на кушетке» по-русски, но пропадает игра слов) — про то, как супервизор оказался не такой уж и супер!

Fearing Paris

Читаю книгу, которая взрывает мне мозг переводом. Джеймс Холлис, «Душевные омуты». Не то, чтобы перевод ужасный. Но он достаточно ужасный для того, чтобы я это замечал. Скажем, там есть фраза о том, что алкоголики верят, что могут управлять духами. Совершенно бессмысленная, потому что «управление духами» — не характерный для алкоголизма симптом. (еще 878 слов)

Wormz

Занялся на днях, простите, самоанализом в кресле татуировщика. В том числе и о теме, которую я традиционно называю «сумасшествием». Вдруг оно кумулятивно? Вдруг это не какой-то определенный уровень? Если это уровень, то все понятно: на определенном уровне можно позволить себе татуировку, можно одновременно заниматься йогой и делать прочие безумные вещи. (еще 527 слов)

Как бороться с депрессией

У меня есть ответ на вопрос «чем ты занимаешься?». Я уже шутил эту шутку, но лишний раз напомню: теперь я занимаюсь «осмыслением жизни». Чуть раньше занимался «прикладной семиотикой». И это осмысление в последнее время настолько меня захватило, что я думал о смысле, как о самой главной штуке вообще (хотя, в общем-то, экзистенциальные терапевты только об этом и думают). (еще 1184 слова)

Инь, янь и хрень

«Функция интерпретации состоит в том, чтобы дать пациенту ощущение контроля». Классификации (соционика, бульварная астрология) — это «интерпретация для бедных». Найди себя в 16 типах, бесплатно! Авторские интерпретации (получаемые, например, на терапии) созданы под конкретного клиента и под конкретный запрос, поэтому работают гораздо лучше. (еще 164 слова)

Как сделать, чтобы член стоял

Сидим с Катей, разговариваем о прекрасных zap zap и johnny. Они ведут в том числе тренинги «про секс». — И что там вообще рассказывать?, — спрашивает Катя.
— Ну, например, Джонни рассказывает секрет, как сделать так, чтобы член всегда стоял.
— И как?
— Говорит, надо выбросить из головы все мысли. (еще 365 слов)

Про сиськи и деньги

Слушай, давай уже про секс что-нибудь скажи. Про сиськи. Про деньги. А то всё это — счастье, медитация — это как-то абстрактно. Сиськи — нет. Вот такое написали мне в комментариях к предыдущей заметке, после чего я совершенно случайно сел читать Ирвина Ялома, «Лжец на кушетке» и обнаружил, что по нелепому совпадению добрая половина книги там — про секс и сиськи. (еще 293 слова)