терапия
Сейчас этот блог в основном про психотерапию.
как правильно
Слушайте меня, я вас научу правильно жить.
психология
Буржуазная лже-наука, пытающаяся выявить закономерности в людях.
практика
Случаи и выводы из психотерапевтической практики.
кино
Фильмы и сериалы.
книги
Это как кино, но только на бумаге.
nutshells
«В двух словах», обо всем.
дорогой дневник
Записи из жизни (скорее всего, не интересные).
беллетристика
Мои литературные произведения и идеи.
духовный рост
Когда физический рост кончается, начинается этот.
дивинация
Как предсказывать будущее.
половой вопрос
Про секс и сексуальность.
заяижопа
Творческий дуэт с моей женой.
магия
«Магическое — другое название психического».
Карл Юнг
игровой дизайн
Раньше я делал игры.
игры
Компьютерные игры.
язык
Слова там всякие.
людишки
Уменьшительно-ласкательно и с любовью.
культ личности
Про великих людей (то есть, в основном про меня).
hwyd
Уникальная Система Прививания Привычек.
буклет
я
идеи
блоги
spectator.ru
дети
wow
вебдев
музыка
контент
программирование
религия
дейтинг
диалоги
яндекс
кулинария
coub
fitness
символы
йога
шаманизм
tiny
ребенок
backward2 forward3

Мифотворчество

23 года назад в категории дорогой дневник

Творите о себе мифы. Боги начинали именно так.

Эпиграф....

Вит сейчас пишет диплом о лжи и неправде. Немного в тему, а немного нет — хотелось бы рассказать о «мифотворчестве». Вся наша жизнь подчинена принципу мифотворчества. Мы все хотим казаться лучше, чем мы есть, красивее, обаятельнее, раскованнее, гениальней, чем мы на самом деле. Осознанно или нет, но мы все творим о себе мифы. (Мы твоим мифы, а мифы творят нас). Термин «ложь» или «неправда» здесь не совсем уместны: рассказывая о своей жизни, вы ведь не будете говорить о том, как каждый день просыпаетесь, чистите зубы, соблюдаете правила личной гигиены — нет, вы выберете что-то уникальное, некий забавный случай, выставляющий вас в лучшем свете. Пусть даже и не в лучшем, но — в свете. Вы — герой, вы — уникум, все зависимости от того, рассказываете ли о том, как побывали в драке, или о том, как заблевали унитаз друга во время пьянки.

Даже если эти истории и правдивы... Это — миф. Рассказ, повествующий о героических событиях.

Не люблю тех, кто откровенно врет. Один из моих одноклассников имел привычку противно и совсем неубедительно врать — так, например, после летних каникул, ему хватило ума соврать, что на каникулы он ездил в Италию на чемпионат по футболу — и, как доказательство, он приводил совсем уж нелепый аргумент — джинсы, купленные в Италии. Человек, брившийся хоть раз бритвой Оккама, посчитал бы самое простое объяснение самым правильным, а самым простым объяснением в данном случае было бы то, что мой знакомый никуда не ездил, а просто купил джинсы в ближайшем киоске.

Создавать о себе мифы надо умеючи. Вранье — слишком грубый способ, слишком поверхностный и легко подающийся проверке на прочность. Как вариант мифотворчества — сплетни. Услышав свежую сплетню обо мне, начинаю соображать, где я облажался. Что сказал лишнего. Потому что самый лучший способ создания положительного мифа — не говорить, а молчать. Не говорить лишнего. Молчать, изображая загадочную улыбку на губах. Недостаток информации порождает кривотолки и ложные — часто странные, но почти всегда положительные — толкования внешней атрибутики и вашего поведения.

Врать... Верней, «врать» — чересчур грубо... Творить о себе мифы нужно с умом. Творить о себе мифы нужно так, чтобы никто не догадался, кто автор мифа, и вообще, что это — миф. (Замечательный миф, творимый НТВ, называется «свобода слова в опасности!», — чересчур навязчивый, но все-таки — миф. Который противостоит другому, не менее замечательному мифу — «это только экономическое дело». А истина... истина, как всегда, «где-то там». )

[ Спектатор.ру — еще один великолепный миф. До такой степени великолепный, что даже я начал думать, что Спектатор — это я. «Твоя работа — еще не ты сам...» ]

Творить мифы надо осознанно. Феномен «одиозной личности» — из той же оперы. Всего лишь миф, удавшийся больше, чем другие. Слово «миф» я употребляю — за неимением лучшего — безо всякой негативной окраски. Если угодно — можно выбрать любое другое слово.

Возвращаясь к шумихе вокруг НТВ. Градский, приглашенный в «Антропологию» 3 апреля ночью — как раз, когда НТВ ждало, что вот-вот придут добрые дяденьки в масках — сказал неплохую вещь: все, что НТВ предлагает вниманию публики — это схемы. Плохие дяди versus Хороших дядей. (Можно назвать это «мифом», если угодно). Другая сторона тоже предлагает схемы. Но свои. Задача думающего человека — не верить никому на слово. Пока не заплатят. :)

Если спросят мое мнение касательно всего этого. Во-первых, если НТВ закроют, свобода слова не будет в опасности, потому что есть spectator.ru :) А если серьезно — то рыльца в пушку у всех сторон. Выяснять, у кого рыло пушистее — лично я не хочу. Но некоторые вещи поражают. Например, это самозабвенное, болезненное и сладострастное желание так называемого «трудового коллектива» НТВ непременно полечь костьми за свободу слова в России. Желание до такой степени острое, что, похоже, они все силы бросают на его осуществление. Объяснений, как всегда, больше одного — либо это фанатики (в хорошем смысле этого слова), люди, свято верующие в свои позиции (бывает и так), либо это уже действительно «дело принципа» — невзирая ни на что — полечь костьми, либо и правда — коллектив «все как один», либо — опять же — «дело принципа», только принцип — хорошо оплачиваемый.

Про другую сторону — молчу. Про другую сторону достаточно много рассказало НТВ. Добавить нечего.

Это мое мнение. Однако я предпочитаю остаться просто наблюдателем. Когда была «акция протеста» и НТВ гнало в прямой эфир вместо программ просто картинку с камер, установленных в коридорах НТВ, телевизор я никуда не переключал. Уж больно хороший скринсейвер — ходят всякие люди, слышны звуки речи. Успокаивает — как рыбки в аквариуме.

Как и у любого дееспособного человека, у меня есть демократическое право голосовать за то, что я сочту нужным. Однако, у меня есть и другое, не менее демократическое право — не пользоваться правом голосования. Что я, собственно, и делаю — за всю свою жизнь я ни разу ни за кого и ни за что не голосовал. Однако от всей этой предвыборной возни в песочнице порой приходишь в такой восторг... Эти трогательные заигрывания с теми, кто называется нерусским словом «электорат»... Накануне выборов в городской совет начинается игра в «доброго барина», «шубу с барского плеча», «хождение в народ» — и так далее. По квартирам ходит тетенька и раздает газеты, в которых описываются истории, как господин Имярек ездит по детдомам, самолично помогает пенсионерам и прочее и прочее. Истории, безусловно, правдивые. Но выборы-то в городской совет, а не на должность «лучший Тимур-и-его-команда города». Не должен депутат ходить ко квартирам и помогать неимущим. Его не для этого выбирают, как это ни странно.

Хотя способ хороший — берется десять старушек, каждой выдается тыще по две — бешенные деньги для старушек, для депутата же — «дешево и сердито», после чего делается очередной выпуск агитгазеты — мол, «смотрите, какой я заботливый». Дескать, смог позаботиться о десяти старушках — смогу и о тысячи.

Хотя — не факт.

И снова про мифы. Вит пишет, что ложь — непременный атрибут нашей жизни. Полностью согласен. Но я бы не называл это «ложью». Как один из способов лжи — это дозирование правды, то есть не рассказывание всей правды, утаивание фактов, и прочее... Ирония в том, что ВСЕЙ правды вы все равно никому не расскажете и вам никто не расскажет тоже. Потому что просто физически нельзя знать всей правды. Потому что одной-единственной правды часто просто не бывает, а «истина» — понятие в принципе — идеальное, (сиречь — абстрактное) а в реальной жизни — очень субъективное.

Поэтому обрисовывая ситуацию, вы все равно рассказываете миф — что-то выпячиваете, что-то прячите, часто — бессознательно, даете просто схему событий, причем так, как это видите вы.

Короче, в этом мире нету лжи, потому что нету истины и правды. Вот так вот. :)

Начал писать про литературу — тут же мне куча народу понасылало ссылки на интересные книги. Постараюсь по мере сил посмотреть все, после чего описать ощущения. Ну и много других книг есть, которые прочитал давно и хотелось бы поделиться... Ждите.

0
На заметку ссылаются Еще в категории

Книги, которые: сатира

«Иногда человек совершенно не в силах объяснить, что такое пууль-па»,- учит нас Боконон. В одной из Книг Боконона он переводит слово пууль-па как дождь из дерьма, а в другой — как гнев божий. Курт Воннегут, Колыбель для кошки.
*** Довольно невнятная заметка. Писал я ее до предыдущей, потом бросил писать, написал предыдущую, потом решил, что эту надо дописать, потом решил — что не надо, оставил все, как есть, но в конце добавил письмо.

Книги, которые: отзывы

From: «Lola Jones» lelik@labyrinth.net.au
Subj: №235 Привет, Дим. Это, наверно, отзыв на заметку 235. Странно, сколько общего в том что ты пишешь, с моей читательской историей. Я тоже в детстве глотала книги неразборчиво и жадно, детективы, фантастику, классику — не выбирая, и не задумываясь о причинах.

Записные книжки

После этих слов Бельбо утратил контроль над собой. В той степени, в которой он мог утрачивать контроль. Он дал Алье выйти и процедил ему сквозь зубы: — Вынул бы лучше пробку.
Лоренца, на излете прощального кокетливо-озорного помахивания ручкой, спросила Бельбо, что он сказал. — Туринское выражение.

Грыжа мира возвращается

Человек, полностью лишенный оценки мира, не вызывает у меня симпатии. Да и вообще, быстро жить перестанет. Ведь он же принимает ситуацию, что он умрет. К примеру, завтра. Зачем? А зачем не умирать? Ведь это же не плохо. И не хорошо. Зачем же делать лишние движения, к чему-то стремиться (если цель — это не хорошо и не плохо) и поддерживать жизнь? (из комментариев) Небольшой возврат к предыдущей заметке.

Грыжа мира-2

Небольшое лирическое отступление о журнале «Yes!». Дело ведь даже и не в том, что они не знают, что такое «тэги». И все веселье — вовсе даже не по этому поводу. Просто данный пример является наиболее показательным. А так — весь журнал такой. Сеансы ликбеза проводятся по любому поводу.

Грыжа мира

Есть такая вещь — скорбь за судьбы мира. Однажды Александр Ларьяновский в слегка выпившем состаянии назвал это «грыжей мира». Я тут же выпросил у него эксклюзивное право использовать его (название, а не Сашу) в качестве названия для моего будущего романа.

Общество

Египетские ночи КЛЕОПАТРА. Скажите, кто меж вами купит ценою жизни ночь мою?
ПЕТР ИВАНОВИЧ ЧИЖИКОВ. Ценою жизни?
КЛЕОПАТРА. Да!
ПЕТР ИВАНОВИЧ ЧИЖИКОВ. Одну ночь?
КЛЕОПАТРА. Ну, две.
Занавес
(C) Виктор Шендерович ***
Самое страшное, что общество может сделать с любым «антиобщественным», авангардным течением — это признать его.