терапия
Сейчас этот блог в основном про психотерапию.
как правильно
Слушайте меня, я вас научу правильно жить.
психология
Буржуазная лже-наука, пытающаяся выявить закономерности в людях.
практика
Случаи и выводы из психотерапевтической практики.
кино
Фильмы и сериалы.
книги
Это как кино, но только на бумаге.
nutshells
«В двух словах», обо всем.
дорогой дневник
Записи из жизни (скорее всего, не интересные).
беллетристика
Мои литературные произведения и идеи.
духовный рост
Когда физический рост кончается, начинается этот.
дивинация
Как предсказывать будущее.
половой вопрос
Про секс и сексуальность.
заяижопа
Творческий дуэт с моей женой.
магия
«Магическое — другое название психического».
Карл Юнг
игровой дизайн
Раньше я делал игры.
игры
Компьютерные игры.
язык
Слова там всякие.
людишки
Уменьшительно-ласкательно и с любовью.
культ личности
Про великих людей (то есть, в основном про меня).
hwyd
Уникальная Система Прививания Привычек.
буклет
я
идеи
блоги
spectator.ru
дети
wow
вебдев
музыка
контент
программирование
религия
дейтинг
диалоги
яндекс
кулинария
coub
fitness
символы
йога
шаманизм
tiny
ребенок

Medulla Oblongata

9 лет назад в категориях заяижопа язык

Рассказал сегодня Кате, что слово «мандеть» происходит от «мандибула», нижняя челюсть у позвоночных, лат.

Ну, двигать челюстью, мандеть.

Век живи — век учись!

0

HabitRPG

9 лет назад в категориях игровой дизайн психология

Дочитал «Сила воли. Как развить и укрепить», Келли Макгонигал и на этой волне посмотрел HabitRPG. Давно откладывал, боялся, что не понравится. Не понравилось, зря боялся!

В общем, идея «гемифицировать» выработку привычек — старая, несколько раз реализованная и, казалось бы, хорошая.

Но что-то тут не так.

Скажем, HabitRPG использует разные мотивации, в том числе — лотерею (при выполнении заданий могут быть случайные награды!), но вся эта гемификация выглядит, как «всегда можно начать принимать вещества-вызывающие-зависимость* и уменьшить количество своих проблем до одной».

* — кстати, скоро же имена наркотиков нельзя будет писать «вслух».

То есть, иными словами, «вот я все осознал и ваши задротские RPG на меня уже не действуют, решил развить себе полезные привычки, а вы мне RPG подсовываете».

У меня же уже какое-то весьма ощутимое время зреет проект по прививанию привычек — наверное, тоже социальный и, наверное, тоже с гемификацией, но совсем с другой.

Даже так: я какое-то время прививаю себе привычки и заодно пытаюсь понять, можно ли это умение как-то потом вычленить и передать.

Вот, например, Fitocracy — что-то очень близкое, но все равно «не то».

(Кстати, поверье «делай что-то 21 день подряд и это станет привычкой» — брехня, я проверял).

And now something completely different: последняя серия Community прекрасна, это которая Community S06E04.

Прям «как в старые добрые времена».

0

Addictive & compulsive

9 лет назад в категориях игровой дизайн психология книги

LinkedIn время от времени присылает письма, в духе «эти вакансии подойдут вам». Так как у меня там указан «игровой дизайн», вакансии соответствующие.

Зашел на какую-то вакансию, от игрового дизайнера теперь требуется «Direct the vision of the project with an eye towards creating addictive gameplay, strong compulsion loops and inventive social designs».

«Сompulsion loops» — новый термин, но легко догадаться, про что он: как сделать так, чтобы игрок вел себя компульсивно и не останавливался!

Компульсивность (compulsio; лат. compello, compulsum принуждать) — форма поведения, обусловленная болезнью, особенностями склада личности или сложившейся ситуацией, при которой действия, поступки возникают в связи с непреодолимыми влечениями, побуждениями и совершаются насильственно, хотя и осознаются как неправильные.

«Аддиктивность» и «компульсивность» — это не шутка и не метафоры, игры больше не доставляют истинного удовольствия, но эксплуатируют стресс.

(Это я еще про «inventive social designs» ничего не сказал!)

Вот хорошая статья, которая вообще не про игры, а про дофамин, но которая хорошо на все это дело ложится.

О, только что обнаружил, что это не «статья», а отрывок из книги «Сила воли. Как развить и укрепить», Келли Макгонигал (профессор Стенфорда). Судя по отрывку, книга прекрасная, надо читать, поставил в очередь.

Да, в свете этой заметки название книги смотрится особенно иронично: книга учит, как развить волю, от современного геймдизайнера требуется делать так, чтобы игрок терял голову и играл (а еще лучше — платил) помимо своей воли.

Меня не так давно спросили («как игрового дизайнера»), что я думаю о новых способах монетизации. Я ответил, что ничего не думаю, но занимаюсь теперь противоположным: не вгоняю людей в зависимости («addictive game» — это, оказывается, положительная характеристика!), а помогаю сделать жизнь более осознанной.

Великие игры прошлого эксплуатировали более здоровые потребности, чем отстойные игры современности, вот, собственно, и всё.

Это не старческое брюзжание, это, скажем так, «психологический факт».

Ну а мы же за здоровые потребности, да?

(Книга, похоже, очень хорошая, и не только судя по отрывку. Погуглил обзоры в интерене — например, оказывается, в книге есть про медитацию, при этом автор пишет, что у людей, которые не могут сосредоточиться во время медитации, все равно наблюдается положительный эффект практики. Ровно то, о чем я писал в предыдущей заметке).

Короче, читайте книгу, медитируйте, не приставайте ко мне с игровым дизайном!

0

Зачем нужна медитация

9 лет назад в категориях духовный рост как правильно медитация

С ужасом обнаружил, что нигде нет коротких объяснений «для чайников», что такое медитация. Есть либо эзотерические обоснования «медитация помогает духовному росту», либо научные исследования, которые говорят, что «медитация меняет мозг», но не особо понятно, как это практически применять.

Цель этой заметки — рассказать человеческим языком «зачем мне сдалась медитация и что это такое?».

Вроде бы, все просто.

Садишься в удобную позу и какое-то время ни о чем не думаешь. Да, даже не думаешь о том, что надо ни о чем не думать. Повторяешь так много раз — и происходит какая-то магия в мозгу, которая даже как-то научно обоснована.

Совсем ни о чем не думать сразу не получится, поэтому есть более простые варианты — думать о чем-то одном. Если тебе говорят, о чем думать, то это направленная медитация, если ты сам концентрируешься сам, но это «медитация на что-то».

97% бросают медитацию на этапе «не получается ни о чем не думать». Вот, недавно подошла ко мне Катя и говорит «не могу медитировать, отвлекаюсь, мысли в голову так и лезут».

Я, конечно, тут же схватил палку и с криками «Так в этом же и смысл!» спокойно все объяснил.

Смысл медитации — не «сидеть и ни о чем не думать», а научиться сидеть-и-ни-о-чем-не-думать и удерживать это состояние.

Естественно, поначалу будет ничего не получаться, и чем больше там «бардак», тем сильнее. Но это не значит, что медитация «не получается». Просто она тяжело получается.

Чем тебе сложнее не отвлекаться, тем лучше эффект. Если в тебе 100 кг, то первые килограммы сбрасывать проще. Ну, есть известная шутка про какого-то гуру:

— Надо медитировать по 15 минут в день.
— А если нет времени, гуру?
— Тогда час.

Шутка, как легко догадаться, в том, что если вы суетливы и не можете выделить 15 минут, то вам медитация особенно показана.

Картинка для разбавления текста:

Вы уже поняли полезное применение медитации, да?

Она учит умению «не думать». И не думать о том, что надо не думать! Ну, вы знаете эту притчу, когда человеку говорят «Не думай про белых обезьян» — и он тут же начинает думать о них. Медитация же учит «по-настоящему» не думать.

Этого многим не хватает в нормальной жизни.

Тяжело засыпаете, мысли лезут в голову? Это умение тут поможет.

Мысли лезут в голову, когда не спите? Тоже поможет.

Во время секса думаете о Фрейде, а не о партнере/партнерше? И тут поможет.

В статье даже написано, что медитация помогает от депрессий, что тоже понятно — ты просто отвлекаешься от того, что тебе тяжело и идешь получать удовольствие от жизни! (Это, конечно, большая натяжка, на самом деле для депрессий характерен (см. Лэнгле Альфрид, «Экзистенциальный анализ депрессии») порочный круг, вида «мне плохо, я не могу ничего делать, за что ругаю себя, и мне еще хуже», а медитация помогает этот круг если не разорвать, то здорово потрепать).

Про суетливость я писал выше: если выкинуть все мысли, то поводов для суеты не остается, а после медитации мысли возвращаются не все сразу, так что есть время от них отдохнуть в так называемом «медитативном состоянии». Кроме того, 15 минут сидеть и ничего не делать — лучшее лекарство от суеты, когда хочется успеть сделать все и сразу.

Отсюда же понятен второй полезный эффект от медитации, который наступает тогда, когда вы уже чуть-чуть научились «не думать». Он состоит в том, что мозг тупо разгружается и отдыхает.

Например, мне не дается power nap (это когда ты дремлешь 20 минут), но 20 минут медитации дают похожий эффект: заряжают бодростью, если ты не выспался.

Итого: медитация — это простая практика («упражнение») для головы, которая учит переключению («не думать о»), фокусировке («думать только о») и отдыху («ни о чем не думать»).

0
Мой «Курс реабилитации людей с техническим образованием».

Free as in free speech

Я тут предлагал формат терапии «вторая сессия бесплатно» (а не первая). Подумал и придумал еще один формат с интересными особенностями — «последняя сессия бесплатно». Наверное, с ограничениями, типа «первая сессия не может быть последней». Ну а то иначе «и чо, ты пришел на первую сессию с уверенностью не ходить больше?». (еще 370 слов)

Bob’s Burgers

Посмотрели с Катей первый сезон Bob’s Burgers. Это мульт-сериал для взрослых. Типа Family Guy. Или Симпсонов. Или Футурамы. Или подобного. Ну, Футурама кончилась, а Family Guy и Симпсоны приелись. Говорят. Насколько хорош Bob’s Burgers? Скажем так: я из сериалов смотрю только Community (пока не понял, каким будет шестой сезон), иногда, если не забываю, Family Guy. (еще 90 слов)

Краткая история всего

Я редко появляюсь на публике — очевидно, из-за боязни начать собирать стадионы. Если серьезно, то я просто не понимаю, что рассказывать: любые обобщения очень быстро начинают выглядеть очень глупо. При этом картина мира у меня огого, дай бог такую каждому. Тем не менее, я придумал лекцию с условным названием «душевное здоровье для чайников», в которой рассказываю об истории развития того, что обеспечивало душевное здоровье. (еще 987 слов)

Сложная пустота

2050 год. Люди обнаружили, что они не одиноки во вселенной.
2052 год. Люди обнаружили, что они все так же одиноки в темноте своих спален.

Отрывки

Хорошее название для книги — «Отрывки». — Ты что читаешь?
«Отрывки» такого-то. Или «процитирую отрывки из Отрывков“»..

Человек для себя

Читаю Фромма. Он, хоть и неофрейдист, но сразу много где резонирует. Например, с Юнгом («неврозы следует объяснять как особую форму религии») и экзистенциалистами. Ниже приведена цитата, которая это показывает. Википедия говорит, что именно он придумал мем «общество потребления», ну и вообще, он, как фрейдомарксист (есть и такие, да), очень хорошо и убедительно всю эту демократию обкладывает мужскими половыми огранами. (еще 606 слов)

Как и почему не работает терапия

Чтобы понять, как не работает терапия, надо сначала понять, как она работает! Я буду предельно упрощать, стараясь при этом особо не грешить против истины. 1. Вы приходите к терапевту и начинаете говорить. 2. Время от времени терапевт прерывает вас — на самом деле не прерывает, а очень вовремя дает обратную связь, в духе «то, что вы сейчас рассказали, очень похоже на...». (еще 731 слово)

Как бороться с ленью

Есть прекрасный способ «борьбы» с ленью. Но он вам не понравится. У меня был один школьный знакомый, которого я взял «на поруки». Довольно милый мальчик, умный, тихий. Учитывая, что я тогда считался ужасным хулиганом, считалось, что я его «порчу». По дому он ходил в халате, а в свободное время занимался тем, что сидел дома. (еще 831 слово)