терапия
Сейчас этот блог в основном про психотерапию.
как правильно
Слушайте меня, я вас научу правильно жить.
психология
Буржуазная лже-наука, пытающаяся выявить закономерности в людях.
практика
Случаи и выводы из психотерапевтической практики.
кино
Фильмы и сериалы.
книги
Это как кино, но только на бумаге.
nutshells
«В двух словах», обо всем.
дорогой дневник
Записи из жизни (скорее всего, не интересные).
беллетристика
Мои литературные произведения и идеи.
духовный рост
Когда физический рост кончается, начинается этот.
дивинация
Как предсказывать будущее.
половой вопрос
Про секс и сексуальность.
заяижопа
Творческий дуэт с моей женой.
магия
«Магическое — другое название психического».
Карл Юнг
игровой дизайн
Раньше я делал игры.
игры
Компьютерные игры.
язык
Слова там всякие.
людишки
Уменьшительно-ласкательно и с любовью.
культ личности
Про великих людей (то есть, в основном про меня).
hwyd
Уникальная Система Прививания Привычек.
буклет
я
идеи
блоги
spectator.ru
дети
wow
вебдев
музыка
контент
программирование
религия
дейтинг
диалоги
яндекс
кулинария
coub
fitness
символы
йога
шаманизм
tiny
ребенок

Real slim shady

10 лет назад в категориях практика психология

У меня тут недавно был клиент с проблемами снобизма и комплексом самозванца.

Дескать, есть «настоящие» специалисты, а есть шарлатаны. Это, кстати, правда — есть и те и другие. Клиенту, правда, казалось, что шарлатан именно он, а все остальные — настоящие.

(Нет, клиент — это не я сам. Я его вылечил, как смог).

Но деление на «тру» и «не тру», то есть на «настоящих» и «не настоящих» наблюдать познавательно.

С одной стороны, каждая дисциплина — или каждое «течение», скажем так — старается оставаться чистой. Там есть какие-то нормы, правила и авторитеты. Иначе на что опираться-то? С другой — всем известно и очевидно, что любое развитие происходит через отклонение от нормы.

Имеем конфликт. С одной стороны, хочется без извращенцев. С другой — именно извращенцы «толкают науку вперед».

(Поэтому, кстати, много интересного происходит на стыке наук — там извращенцы всегда могут прикрыться, мол, «а вот это я из соседней науки взял»).

Чем больше у области проблем, тем толще извращенцы. Очевидно, что на кризис объективизма должны были вылезти всякие совсем сумасшедшие люди. И вылезли!

Вот, например, представитель экзистенциальной психологии отнекивается:

...термин экзистенциальный“ в наши дни сомнителен и запутан и ассоциируется с движением битников как одна крайность и с эзотерическими, непереводимыми немецкими философскими концепциями как другая. Правда также, что это движение собирает вокруг себя фанатиков, от которых не свободны ни экзистенциальная психология, ни психиатрия.

С практической же стороны мне интересно, где наступает та черта, после которой «оригинальная концепция» или «передовая концепция» начинает считаться «мракобесием» и «ересью».

Применительно к «людскому быту» — то же самое. Есть какая-то грань, когда человек уже не считается «оригинальным» и становится «сумасшедшим». Это, естественно, один и тот же вектор движения, просто сумасшедший «зашел слишком далеко».

Иными словами, я размышляю на тем, что такое «слишком».

В течение этого времени я изучил только две книги, написанные о тревоге к нашему времени: «Проблема тревоги» Фрейда и «Концепция страха» Кьеркегора. Я оценил формулировки Фрейда, а именно, его первую теорию о том, что тревога – это появление подавленного либидо, и вторую теорию о том, что тревога – это реакция эго на угрозу потери любимого объекта. Кьеркегор, напротив, описывал тревогу как борьбу бытия с небытием – которую я сам мог непосредственно пережить в санатории, борясь со смертью или с перспективой остаться инвалидом на всю жизнь. Он хотел обратить внимание на то, что настоящий ужас, проявляющийся в тревоге, – это не смерть как таковая, а тот факт, что каждый из нас находится одновременно по обе стороны баррикады, что «тревога – это болезнь, которой человек страшится», – писал он; таким образом, как «чужеродная сила, она держит человека в своих объятиях, и он никак не может вырваться».

Что меня сильно поразило, так это то, что Кьеркегор писал именно о том, через что прошел я и мои пациенты. А Фрейд нет; он писал на другом уровне, давал формулировки психическим механизмам, благодаря которым появляется тревога. Кьеркегор описывал именно переживания человека во время кризиса. В частности, это был кризис противостояния жизни и смерти, который полностью реален для нас, пациентов, но он писал о таком кризисе, который, я думаю, по сути своей не отличается от различных кризисов людей, пришедших на терапию, или даже от кризисов, которые все мы переживаем в далеко не минутной форме десятки раз в день, даже когда мы отталкиваем прочь мысль о грядущей перспективе смерти. Фрейд писал на техническом уровне, здесь его гений превзошел всех; возможно, больше, чем все люди его времени, он знал о тревоге. Кьеркегор – гений другого порядка, – писал на экзистенциальном, онтологическом уровне; он знал тревогу.

Это не ценностная дихотомия; очевидно, что оба подхода необходимы. Настоящая проблема, до некоторой степени, появляется благодаря культурно-исторической ситуации. Мы на Западе являемся наследниками четырех веков технических достижений в области власти над природой, а теперь и над нами самими; в этом наше величие и в то же время – самая большая опасность. Опасность не в том, что мы не учитываем какие-то технические моменты (что подтверждается, если необходимы, конечно, какие-то подтверждения, огромной популярностью Фрейда в этой стране). Скорее мы подавляем противоположное. Если позволите использовать термин, который я буду обсуждать и определять более полно позднее, то я бы сказал, что мы подавляем смысл бытия, онтологический смысл. Одним из следствий подавления смысла бытия является то, что у современного человека образ самого себя, его опыт и концепция самого себя как ответственного индивида также отделены друг от друга.

Ролло Мэй, ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Ну вы слушайтесь, это же поэзия: «В этом аспекте бытие“ должно быть определено как индивидуально-неповторимый рисунок возможностей».

Ну вы вдумайтесь, это же философия: «Я убежден в том, что любая концепция, основанная на предположениях о фрагментарной структуре некой целостности, сама является фрагментом».

0

Fruit flies like a banana

10 лет назад в категориях психология язык

Когда-то, много лет назад, когда айфоны были дисковые, компьютеры большие, а я все такой же мудрый, этот блог получил свою популярность потому, что я вышел в интернет и начал его (интернет) описывать. Жанр назывался «веб-обозрения», кстати.

Начал учить PHP и начал его описывать. И все такое. Соцсетей тогда не было. Даже слова «блог» не было.

Но разговор не об этом. Разговор о том, что жанр «вести с полей» оказался востребован.

Давайте сейчас повторим этот жанр, но не «про компьютеры», а на этот раз «про людей».

Ну, короче, изучаю психологию.

Основы. Тема называется «Психические свойства личности». Ну то есть, иными словами, «какие свойства есть у личности, на наш, психологический взгляд?».

Тут же сразу натыкаюсь на два удивления. Собственных.

Во-первых, «научный» этап психологии оказал ей дурную услугу. Ну, например, читаю описание психических процессов. Автор зачем-то постарался их классифицировать по-научному. Получилась в меру стройная картина. Я к ней некоторое время присматриваюсь. Перевожу это на человеческий язык.

Потом машинально подбираю более подходящий язык. На нем эти две страницы умещаются в одну фразу.

«Психика подобна воде», конечно же.

Автор описывает, что есть разные течения, местные завихрения и прочее. Характеризуются скоростью, глубиной, объемом — ну, представьте себе свойство воды. И метафорично перенесите.

Однако ж, я так и не нашел того места, когда говорится «...то есть, психика подобна воде и закончим на этом». Вернее, не дождался.

Во-вторых, что является продолжением во-первого, все мои знакомые великие терапевты прекрасно владеют языком. (Так прекрасно, что могут сказать «психика подобна воде», но давайте предположим, что они стесняются, «не научно»).

Оказывается, хоть психология и стоит на стыке гуманитарных наук, она не подразумевает знание всех этих наук!

Это — заметное послабление в сравнении с так называемыми «эзотерическими» учениями прошлого. Которые как раз требовали, чтобы ты выучил все гуманитарные науки сначала, а уже потом в эзотерику лез.

Оказывается, о том, что такое «впечатление» — с точки зрения психологии, конечно — можно написать пол-страницы. Впечатление может быть глубоким или нет, а психика, чувствительная к впечатлению, может быть мягкой (впечатлительной) и жесткой.

Я сначала не понял, о чем это они.

Потом понял.

Подразумевается, что люди не знают, что слово «впечатление» — это описание практически физического процесса, при котором печать куда-то впечатывается. Очевидно, что печатка может быть разной по размерам и очевидно, что материал, в который это впечатывается, может быть мягким, а может быть жестким.

Иными словами, слово «впечатление» говорит нам «психика подобна материалу».

Безумно, правда?

Несколько страниц, и все, что я вынес — «психика подобна воде» и «психика подобна материалу».

Несколько дзенских коанов содержат в себе несколько томов о психологии.

Нет, я не ехидничаю, мне искренне жаль людей, вынужденных протаскивать верблюда через игольное ушко.

Туда же — привычка анализировать неанализируемое. Ну то есть притворяться наукой.

Только человек со слабым знанием языка сможет не увидеть в этих фразах отчаянье:

«Характер представляет собой неразрывное целое. Изучить и понять это сложное целое нельзя, не выделив в нем отдельных сторон (типичных проявлений), так называемых черт характера».

Характер — неразрывное целое. Давайте разорвем его и посмотрим, что внутри. Иначе нельзя.

«Большинство исследователей выделяют в структуре сложившегося характера две стороны: содержание и форму, неотделимые друг от друга и составляющие органическое единство».

Давайте разделим неотделимые друг от друга стороны и исследуем их!

Да, скорее всего дзенские коаны тоже родились от отчаянья. «А как иначе еще объяснить-то?».

Отношусь к этому, как к изучению еще одного языка.

«Племя психологов называют эти вещи вот так-то и так-то».

А вот, с другой стороны, астрологи...

Нет, серьезно.

Вот, скажем, психологи разделяют волю («Солнце») и желания («Луну»), как и астрологи. А про волю могут сказать абстрактное «сильная» или «слабая». Или придумать характеристики, которые совершенно не понятно, как измерять. «Сильная — это сколько лошадиных сил?».

Астрологи, понятно, могут выделить минимум 12 разных видов «воли». Но при этом описать его «метафорским» (а не «научным») языком. «Его воля подобна Льву».

Но мы уже выяснили, что психику по-другому и не описать, выходит глупость.

Еще один очевидный вывод, естественно, «литература и прочая поэзия прекрасно описывают психику, ибо используют правильный язык». То есть, «читайте книжки».

И еще один очевидный вывод, туда же: легко представить себе какую-нибудь девочку, которая в 18 лет «идет на психолога», в 23 (?) выпускается и по праву называет себя «психологом».

«А на самом деле дура». Ну, потому что в 23 года все такие.

(Тут можно рассказать историю, как ребенок перед школой «психолога проходил», но вы сами все понимаете).

0

I LOL’d

10 лет назад в категории игры

Я правильно понимаю, что чемпионат мира по LoL — это развлечение уровня «белые люди показывают друг другу за деньги, как дерутся ловкие азиаты»?

0

Вся правда про чипирование

10 лет назад в категории культ личности

У меня в детстве была фантазия. Вернее, не так. Я в детстве маме сказал, что мне инопланетяне вставили чип, поэтому я такой умный. Сам я этого не помню, но мама не перестает вспоминать эту историю.

А тут надысь жена смотрит выступление какого-то сумасшедшего комика. Он говорит о том, что нас гнетут инопланетяне, что магия и гадания разрушают жизнь людей, поэтому магию и гадания насаждаю инопланетяне.

Насаждают они это путем вживления чипов в людей, после чего люди становятся слишком умные и начинают пропагандировать магию и гадания.

Вот сидит Катя и смотрит сначала на чувака в видео, потом на меня.

Никогда еще Штирлиц не был так близко к провалу.

0
Мой инструмент по развитию силы воли и прививанию полезных привычек.

Нет, я не ебнулся

В это тяжелое для страны время журналисты больше не нужны, поэтому я, как истинный патриот (жанр обязывает написать «как истинный патриот своей страны», но я, как лингвист, не могу опуститься до плеоназма) пошел на профессиональную переподготовку. Стране нужны новые кадры! Курс переподготовки называется «Практическое психологическое консультирование». (еще 90 слов)

Объективность — это чума XX века

У меня появился новый национальный герой — Бьюдженталь. Я до такой степени его полюбил, что полдня выучивал, как пишется его фамилия по-русски. Потому что в оригинале все просто — Bugental. Умер в 92 лет, до этого помогал людям. Основал гуманистическую психологию. (еще 571 слово)

Вся правда про магию

Из диалогов:
— Поговорили с моим терапевтом про магию. Почему-то не посмотрел на меня, как на сумасшедшего.
— Терапевты все про магию знают. Просто скрывают. А то сожгут, как раньше. ... Например, вот. Это такая игра — «слово магия“ не говорить». Для терапевтов! Кто первый скажет — тот проиграл. (еще 321 слово)

The Longest Week

Посмотрел фильм The Longest Week. Вроде как дебют режиссера. Фильм примечателен тем, что там снимается «13-ая» из «Доктора Хауса». Это которая Olivia Wilde. Которую при рождении звали Olivia Jane Cockburn. Cockburn переводится, как «ожог члена». Ну, вы понимаете. «Горячая штучка». Фильм рассказывает о молодом инфантиле, которому помогла (или не помогла?) терапия. (еще 373 слова)

Толерантность

Британские ученые будущего выделят политические симпатии в черты характера, как злополучных «интровертов» и «экстравертов». Ну, в духе «ватник-экстраверт без ч/ю и в/п ищет вторую половинку». Во Вконтакте вместо смешных картинок на тему «особенности интровертов» будут постить комиксы «как ватнику общаться с либерастом». (еще 53 слова)

Sims 4

По поводу Sims 4. 1. Создал женского персонажа, назвал — это важно! — Vanilla Buttseks.
2. Заметил, что есть опция «создать толстую жирную тослуху». А в игре WildStar — что меня тоже удивило — можно создать женщин с разными ммм «пропорциями бедер», чтобы быть политкорректным. С разной толщиной жопы, которые. (еще 145 слов)

Пруд

К предыдущему. Мне сегодня значительно полегчало. В плане любви к людям, вот этого всего. Ну, вы понимаете! У нас в Академе люди «практически сами», то есть с привлечением местных олигархов сделали пруд. Там было небольшое технологическое болотце, в котором сами поселились утки. (еще 267 слов)

12 angry space monkeys

В белом венчике из роз
Впереди – Иисус Христос.
(А.Блок) Придумал сюжет русского православного фантастического романа (трилогии). В будущем цивилизация будет уничтожена в ядерной войне. Британские (это важно!) ученые, узнав об этом (вернее, в процессе этого) посылают в прошлое агентов для того, чтобы те все это предотвратили (см. (еще 379 слов)